Настоящим открытием для брестчан стало имя генерала Франтишека Краёвского – одного из лучших командиров Войска Польского периода советско-польской войны. Историческую выставку о жизни этого человека широкой публике представило Генеральное консульство Республики Польша в Бресте в минувшую пятницу, 1 сентября.
Торжественное открытие выставки прошло в здании польского консульства и было начато с минуты молчания в память о начале Второй мировой войны 1 сентября 1939 года.
Первым, взявшим на мероприятии слово, был Генеральный консул Республики Польша в Бресте Петр Козакевич. В своей яркой и эмоциональной речи он выразил искреннее восхищение героической судьбой Франтишека Краёвского, рассказав о главных вехах жизни генерала.
Будущий генерал Краёвски был по происхождению чех, и его имя – Франтишек Краличек. Он родился 30 сентября 1861 года в Южной Богемии, в тихом городке Велешин. Тогда это была территория Австро-Венгерской империи. Военную карьеру он начал в 1883 году. Будучи офицером австро-венгерской армии, нёс службу в пехотных подразделениях. Во время Первой мировой войны попал в плен к российским войскам – бежал. После распада Австро-Венгерской империи поступил на службу в польскую армию и сражался за возрождение и независимость Польши. 20 сентября 1919 года свою чешскую фамилию Краличек изменил на Краёвски, больше звучащую на польский манер. Первоначально в польской армии был командиром VII пехотной бригады в 4-й пехотной дивизии, затем командовал 18-й пехотной дивизией и оперативной группой в боях под Бродами, Модлином, в Полесье и на Волыни. В 1920 году своими грамотными действиями и приказами обеспечил победу в битве за Варшаву – сражении, ознаменовавшем скорое окончание советско-польской войны. Варшавская битва считается 18-й по значимости в мировой истории.
— Краёвски со своей дивизией сохранил тогда Варшаву, а Польша сохранила свою независимость, — особо подчеркнул в своем выступлении Петр Козакевич. – В Полесье же отдельная оперативная группа генерала Краёвского действовала против 4-й армии, прикрывавшей Пинск. Более десяти лет Франтишек Краёвски был связан ещё и с Брестом. После войны он командовал IX Полесским военным округом, штаб которого располагался в Брестской крепости. После выхода в отставку жил в своем доме между Бугом и Тереспольским укреплением крепости, сейчас это территория Польши. Умер он в 1932 году и был захоронен на гарнизонном кладбище в Бресте. Не без волнения я зачитаю отрывок прощальной речи, которую произнесли на его похоронах солдаты 18-й пехотной дивизии…
«Ты не умер, Генерал! В наших умах Ты жив навечно. Ты ушел ненадолго, чтобы отдохнуть. Там, куда ушел Ты, Ты встретишь всех наших давешних друзей по оружию, павших на полях боев. Они уже выстроились там в шеренгу и ждут Тебя! Передай им всем привет от нас живущих и скажи, что мы по-прежнему сражаемся и сражаться будем за те же идеалы, за которые они отдали жизнь. Спи спокойно, Генерал! Ты, наверное, устал. Но когда загремят пушки, знаменуя новый бой, пусть Твой дух восстанет и вступит в тех, кто в этот момент будет носить форму польского солдата, чтобы сражаться и командовать умели так же, как делал это Ты!»
В зале выставки воцарилась полная тишина. Каждый из присутствующих понимал, что это гимн человеческому мужеству. Одна из гостей выставки при этих словах не скрывала своих слез. Велислава Краёвска, внучка генерала Краёвского, подошла к микрофону.
— Я чувствую сердцем, он здесь с нами… Я очень взволнована всем происходящим и испытываю гордость не только за родного мне человека, а за нашу общую историю, которая честно рассказывает о прошлом.
Велислава в своей речи поблагодарила Генеральное консульство, а также польского историка Бартоша Закжевского, автора книги о 18-й пехотной дивизии Войска Польского, которые сделали возможным заново открыть миру имя забытого героя-военачальника.
Надо сказать, что в рамках открытия выставки публике была представлена та самая книга о 18-й пехотной дивизии. Присутствовал на мероприятии и ее автор – Бартош Закжевски.
Гости имели возможность приобрести это издание, что с удовольствием делали. Когда же закончилась официальная часть выставки, я получила возможность побеседовать и историком Закжевским и с пани Краёвской.
— Эта книга – мой труд протяженностью в 10 лет, — делится со мной Бартош. — Моя профессия, что может показаться странным, не имеет никакого отношения к ней. Я весь в машиностроении. Изучение истории для меня, можно сказать, – хобби. Знаете, если быть серьезным, то скажу, что любой культурный человек просто обязан знать историю своей страны. Мною двигал не просто интерес к прошлому, а гражданский и человеческий долг. В итоге книга стала даже частью моей диссертации. Основная информация взята из военных архивов в Польше. А в 2012 году у меня случилась встреча в Велиславой Краёвской, и работать стало куда более увлекательно и интересно.
В разговор вступила пани Велислава:
— Мой старший сын очень увлекается чтением научных журналов. Однажды он купил издание, в котором была напечатана статья о Бартоше и его труде по изучению истории Польши, изучению судьбы дивизии дедушки… Мы были этим очень взволнованы. Представляете, много десятилетий никому нет до этого дела и вдруг… По интернету сын разыскал Бартоша, и мы встретились. В моей судьбе начался новый период жизни, будто заново родилась. Я рассказала ему все, что знаю сама, предоставила ему все сохраненные фотографии из семейного архива. (Все фото, а их более 70 штук, – были представлены на выставке. – Прим. автора). И с новыми эмоциями я начала в мельчайших подробностях вспоминать свою жизнь и историю своей семьи.
К слову сказать, вместить даже ту небольшую часть воспоминаний, рассказанную мне пани Велиславой, в статью не представляется возможным, поэтому я публикую то, что всплывало в ее памяти о городе Бресте.
— Одна моя бабушка (мамина) жила в Бресте, а другая в Польше. Во время оккупации в начале сороковых я маленьким ребенком бегала через мост, что рядом с крепостью, от одной бабушки к другой. Железного занавеса, так называемого, для ребенка не существовало. Моя мама подкупала молоком, яйцами и другими продуктами немцев, и они пускали быстро перебежать мосточек, назначая день, когда я могла вернуться обратно. Помню, как бабушка здесь в Бресте учила меня креститься, как три пальчика соединить правильно при этом. Мы с бабушкой ходили здесь в церковь…А когда я возвращалась к бабушке в Польшу, там мне приходилось посещать костел. Мне были одинаково дороги и обе бабушки, и обе веры, и я никогда им не говорила, что за границей я посещаю другой храм… Несколько лет назад, когда я уже повстречалась с Бартошем и воспоминания на меня нахлынули, я решила поехать в Тересполь, где мы жили с мамой в сороковые годы. Все спрашивали у меня: «Зачем?!» А я отвечала: буду ходить босиком, буду нюхать цветы, буду дышать тем воздухом, буду смотреть на мост моей жизни – из польского Тересполя в белорусский Брест. Так и случилось. Это было такое счастье! Я ведь представить не могла, что вскоре у меня появится возможность вновь посетить Брест, возможно найти могилу дедушки… Я ведь в 1978 году предпринимала неудачную попытку отыскать захоронение. У меня тогда здесь родственник жил. Я его дядя Вася звала. Он инвалид, без руки… Помню, приехала, а зима, снега по колено, он меня сопроводил на кладбище. А там лишь поле снега и никакого креста…
Сегодня я была на кладбище. Мне показали участок, на котором, может быть, захоронен мой дедушка. Я зажгла свечу и пошла ходить с молитвой по дорогой мне земле. В какой-то момент так защемило сердце, я поняла: это здесь, он именно здесь и нигде иначе. У меня не хватает слов высказать те эмоции, которые я пережила там на кладбище и какие меня волнуют сейчас, когда я нахожусь на выставке. Ты не умер, наш Генерал, мой Генерал! Ты в наших умах, Ты в моем сердце… Спасибо всем за память!
Светлана ВЕРТИНСКАЯ (фото автора)
Ответить