Эту историю рассказал нам на днях замечательный и памятливый друг «Брестского курьера» Владимир Николаевич Губенко. Воспроизвожу ее, как говорится, с пылу-жару, как зафиксировалось.
Другом его с детства и на долгие времена был Евгений Летун. Войну Женя пацаном пережил в Бресте. Чтобы иметь что-то на прокорм, «гандлевал» сигаретами. Покупал оптом, продавал в розницу. Однажды на вырученные деньги решил сводить друзей в наш Брестский театр, который давал спектакли и в то лихолетье. Купил всем билеты – друзьям на балконе, а себе в первый ряд.
Но на входе в театр получилась загвоздка. Несмотря на наличие билетов, контролерша не захотела впускать юную ватагу в святилище Мельпомены. То ли отроческий возраст стал препятствием, то ли углядела в них городскую шпану. Женя Летун, как «главарь банды», проявил завидную настойчивость и потребовал директора. Тот вышел на зов и, оценив ситуацию, сделал внушение контролерше: «Вы что, не видите – в такое военное время дети тянутся к культуре, это надо только приветствовать. Немедленно впустить!»
…На сцене давали оперетту. Рядом с Женей Летуном на первом ряду сидели немецкий офицер и его дама. В конце действия красивая артистка на сцене пела опереточную арию с розою в руках, сопровождая ее танцем, и в завершение бросила алый цветок в зал, который угодил прямо на колени Жене Летуну. Тот затем вышел из театра горделиво с розою в руках – и получил от друзей на долгие времена прозвание Ружичка (по-польски Роза).
Кстати, в одном из выпусков «Фамильного древа Бреста» мы опубликовали очерк о Нине Никаноровой, балерине, вокалистке и балетном педагоге. Она начала свою сценическую карьеру в Советском Союзе в труппе Бебутова-Арбенина в 1938. С нею находилась в турне в июне 1941 у западной границы СССР, когда началась война. С 1941 по 1943 жила в Брест-Литовске, где вначале преподавала балетные танцы, а затем была директором Академии Изящных Искусств. Да-да, была такая в Бресте при нашем театре в годы войны! И В.Н.Губенко также подтвердил наличие балетной студии в стенах театра. Затем Н.Никанорова выехала в эмиграцию. Прибыла в Венесуэлу в 1947, где продолжила балетную карьеру и создала свою школу. Умерла в почете и славе.
Не она ли тогда бросила розу на колени юному брестчанину, запомнившему это не всю дальнейшую жизнь?..
Записал Николай Александров
Ответить