Январь 1991, Год Козы
Новый год встретили без шампанского – его в продаже не было.
Рождество впервые в послеоктябрьской истории было объявлено нерабочим днем.
В повседневный обиход вошли талоны, купоны, визитные карточки покупателя.
Вклады на сберкнижки существенно обесценились.
Людей напрягли очереди в магазинах.
В Бресте создано городское объединение предпринимателей.
Произошли волнения в Прибалтике. Клуб «Демократическое движение» при Брестском пединституте 14 января выразил озабоченность и потребовал вывода войск из Литвы.
Обсуждаются две модели Союзного договора.
На людей обрушилась так называемая Павловская реформа – обмен 50- и 100-рублевых купюр.
В Брестском театре имени Ленинского комсомола Белоруссии состоялась премьера спектакля «Лолита» по скандальному роману В.Набокова.
Декабрь 1991
Спокойствие, только спокойствие! А что еще можно пожелать в наше время?
Брест. Вокзал. Таможня. Последние дни такого богатого на события 1991 года вновь прошли под знаком неутихающих страстей на белорусско-польской границе. Очередной ажиотаж наводит на грустные размышления: что ни делаем – все не так.
…Ситуация все больше напоминает испорченный телефон: каждая заинтересованная инстанция ставит своих коллег перед свершившимся фактом. Из-за чего, собственно, волны туристского цунами захлестнули брестский вокзал в ноябре-декабре? Прокуратура отменила решение горсовета о закрытии границы, упрощается таможенный контроль, с нового года проезд за границу будет оплачиваться в валюте. Грешно упускать такой момент, не правда ли? И предприимчивые дети разных народов, видимо, так и посчитали. И уже после того, как началась заваруха, принимается решение о прекращении продаж билетов в Польшу. Вслед за этим свое «вето» на деятельность брестского вокзала накладывает СЭС. Хотя лично для меня большой вопрос – как можно закрыть вокзал (так же как и таможню, и КПП)?
…Итак, закончился очередной сериал жуткого зрелища под кодовым названием «Наш путь в Европу». Будем ждать следующего?
1992, январь
Из колонки редактора
Год кончился. На обломках рухнувшего Союза республик возводится здание Содружества государств. За чертою августа остался указующий и единоруководящий перст отжившей идеологии. Меняется политический ландшафт страны. Меняемся мы, пропустив через сердце и нервы этот прогрохотавший танковыми траками год.
Несмотря ни на что, в нас живет надежда. Строительная площадка расчищена, голова и руки есть, проживем до новых веников.
С Новым годом, дорогие! Да будет мир и согласие в наших душах.
Руки прочь от Деда Мороза
Смутное время. Даже к седобородому Деду Морозу и Снегурочке нет уже былого почтения. Пожалуй, только еще дошкольники верят в сказки. По вечерам великовозрастные балбесы предпочитают не водить хороводы вокруг елочки, а похулиганить. В праздничных гирляндах вокруг площади Ленина на треть перебиты лампочки, а Дедушке Морозу вообще отровали голову. «Руки бы бездельникам оторвать», — сетуют окрестные бабушки.
Вознесутся к небу купола
Свято и радостно отметили православные общины Бреста праздник Рождества Господня, который впервые за долгие годы получил официальный календарный статус. Возвращаются к народу прежние духовно-семейные традиции, прежняя лексика: Сочельник, Святки…
За Рождеством – возрождение. Во имя этого вырастут в нашем городе и два новых православных храма – Свято-Восркесенский в микрорайоне «Восток» и преподобного Серафима Саровского Чудотворца в районе Плоски. На строительство Свято-Воскресенского храма собираются пожертвования.
Предновогодняя сессия горсовета дала богатую пищу для размышлений
…Наконец-то утвержден герб города (на голубом поле изображены серебряные лук и стрела, направленная вверх). После бурных дебатов удалось принять решение об открытии (а точнее будет сказать – о реабилитации) в Бресте вещевого рынка. Правда, конкретная дата, когда толкучка примет всех желающих, утверждена не была. Высока вероятность того, что к этому вопросу депутатам придется возвратиться еще не раз…
Без особых возражений горсовет утвердил решение о городской газете. Было бы удивительным, если бы этого не произошло, ведь первый номер «Вечернего Бреста» был роздан перед началом сессии. Поставленные перед свершившимся фактом, депутаты не посчитали свое самолюбие ущемленным (исполком свое решение по выпуску газеты принял двумя днями раньше). А вот что действительно заинтриговало нашего брата-журналиста, так это формулировка «считать целесообразным преобразовать здание бывшего издательства обкома КПБ в Дом печати и выделить необходимое количество помещений для размещения редакции «Вечернего Бреста». Витиевато получилось, но ясно. Как-то отреагирует на это решение «Заря»?»
А теперь подошла пора объясниться. Неожиданный поворот в размеренный ход сессии внес зампредседателя горисполкома Е.Н.Горбачев, заявивший о своей отставке. До этого Евгений Николаевич не слишком убедительно отвечал на вопросы депутатов, касавшиеся работы по приватизации государственной собственности. Дело закончилось тем, что Горбачев ушел с трибуны, чем сильно обескуражил народных избранников. Высказываясь о причинах своего решения оставить высокий пост, зампред горисполкома упомянул и критические публикации на страницах «Брестского курьера». Чуть позже свое отношение к нашей газете высказал и председатель горсовета И.Б.Венцель, заявивший о накопившихся претензиях к «БК».
Зачем же так, Иван Болеславович? Смею Вас уверить, что в редакции трудятся вполне законопослушные граждане. Но это совершенно не означает, что мы целиком и полностью поддерживаем все решения городских властей. Согласитесь, так не бывает. И высказывание неофициальной точки зрения мы отнюдь не считаем делом крамольным. Писала газета на тему вещевого рынка, о «странной» приватизации в городе, о злоупотреблениях некоторых начальников. Но не с такими ли запросами выступают на сессиях депутаты? И вообще, в цивилизованном обществе (к которому мы так стремимся) отношения властей со средствами массовой информации строятся на иных принципах. Страницы «Брестского курьера» всегда открыты и для тех, кто не согласен с напечатанными материалами. Считайте эту публикацию официальным приглашением к откровенному разговору по всем наболевшим вопросам…»
Николай Александров
В Бресте готовится переименование улиц. Поучаствуем?
Вот уже несколько месяцев при Брестском горисполкоме работает общественная комиссия, которая разрабатывает концепцию переименования улиц областного центра, до сих пор несущих прежнюю партийно-идеологическую «нагрузку». Предусматривается, что ряду их будут возвращены прежние исторические названия, а другим будут даны новые имена, окрашенные колоритом многовековой судьбы древнего Берестья. Возможно, улица Ленина станет улицей Витовта Великого, Комсомольская – Грюнвальдской, Карла Маркса – Радзивилла Черного, Интернациональная – Афанасия Филиповича, Советская – Кастуся Калиновского и так далее. Разумеется, переименование коснется не всех улиц. Предполагается все эти предложения вынести на общественное обсуждение. Даст Бог, и на наших улицах будет праздник возрождения исторической памяти.
Даешь амуницию!
Очередная драка среди покупателей зафиксирована в универмаге г. Малориты – на этот раз бой разгорелся за обыкновенные телогрейки. Брали по две, три и даже больше. Как утверждают очевидцы, в баталии участвовали в основном прилично детые люди.
Михаил ЯНЧУК. Кто в няньках у новорожденного
«…Помните прошлый декабрь? Совершенно пустые полки в ЦУМе и «Тысяче мелочей», громадные очереди к магазинчикам на Советской, неуверенность в наших глазах и душах, словно пыль от только что рухнувшего «нерушимого» Союза? И все-таки где-то в глубине сознания почти каждого из нас – огонек почти призрачной, иррациональной надежды на лучшую жизнь уже в наступающем году. Кончился еще один декабрь, и мы обреченно констатируем и свой многократно упавший жизненный уровень, и широко размахнувшуюся спираль гиперинфляции, и ширящуюся на глазах безработицу, и половодье преступности, и снова ту же, уже знакомую нам неуверенность в глазах и душах.
Но снова глянем на полки ЦУМа: им далеко до изобилия, и все же они разительно отличаются своим содержимым от царившего на них в декабре 91-го высокого вакуума – и это несмотря на постоянно действующий «пылесос» польского рынка. Глянем на витрины размножившихся как после грибного дождя «комков», манящие пестротой упаковок забугорного ширпотреба. Согласен, большинству из нас это пока не по зубам, но лично я, например, предпочитаю купить пусть хоть два раза в месяц двести граммов колбасы (этого эталона «совкового» благополучия) по нынешним ценам, чем два часа скотски давиться в буйствующей очереди за двумя килограммами в позапрошлом декабре… Так что уходящий год принес нам не только одни лишь разочарования – он почти уничтожил Ее Злодейство Очередь, гнусное, унижающее человеческое достоинство порождение социалистического бытия и кроме того в некоторой, пусть еще недостаточной мере, пробудил социальную активность индивидуума, направленную на поиск своего куска хлеба…»
Продолжение следует…
Ответить