03.03.2018 Николай Александров, «Брестский курьер»
К 100-летию подписания в Брест-Литовске мирного договора мне показалось интересным собрать некоторые фрагменты из произведений и суждений литераторов об этом историческом акте.
Стихотворение Максимилиана Волошина “Мир” написано 23 ноября 1917 г. в Коктебеле. Первоначально оно называлось “Брестский мир” и было связано с началом (20 ноября 1917 г.) переговоров в Брест-Литовске с Германией, диктовавшей России тягчайшие условия мира.
С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!
Кстати, из литераторов на переговорах в Брест-Литовске их свидетелем и участником был Сергей Мстиславский (настоящая фамилия Масловский), в будущем автор повести «Грач – птица весенняя» о Баумане. Свои дневниковые записи он издал отдельной книжкой «Брестские переговоры».
Не прошел мимо этого события Демьян Бедный, так отразив его в поэме-повести «Мужики»:
…Пётр Костров в плену томится,
Снег в четвёртый раз валится
В чужедальней стороне.
Не видать конца войне.
О России слух на слухе:
В общей, дескать, заварухе
Взяли верх большевики, —
К ним примкнули все полки.
Русский фронт, что паутина, —
Едет Кюльман из Берлина,
Наши тож ему навстречь,
Чтоб вести о мире речь;
Месяц-два толкуют в Бресте,
Дело — все на том же месте;
Мир, война ли — не понять;
Немцев речью не пронять,
Благо, Русь без обороны, —
Снова прусские бароны
Войско двинули вперед, —
Кто что хочет, то берет.
Хлеб увозят и скотину,
Грабят Псков и Украину,
Эстов, финнов, латышей…
Привалило барышей!
Конечно, и Владимир Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин» описал принятие решения о подписании Брестского мира:
…Ильич
петушившимся
крикнул:
— Ни с места!
Пусть партия
взвалит
и это бремя.
Возьмём
передышку похабного Бреста.
Потеря — пространство,
выигрыш — время. –
Чтоб не передо̀хнуть
нам
в передышку,
чтоб знал —
запомнят уда́ры мои,
себя
не муштровкой —
сознанием вышколи,
стройся
рядами
Красной Армии…
Иначе – страдальчески – взглянула на сей акт Марина Цветаева в поэме «Перекоп», понимая, что Гражданская война во многом сдетонировала от заключения «похабного» Брестского мира:
…Трёх, гляди, годов
Груз. — Верните Брест! —
Тысяча пудов
Радужных надежд!..
Михаил Булгаков в своем жёстком фельетоне «Грядущие перспективы», опубликованном с инициалами М.Б. в газете «Грозный» в 1919 году, обрисовал будущее, как расплату «за безумие дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег… за все!».
А вот что писали в ту пору о Брестском мире немецкие литераторы – в будущем оба Нобелевские лауреаты.
Томас Манн:
…Я заканчиваю эти заметки в день объявления о начале мирных переговоров между Германией и Россией. Если меня ничто не обманывает, то сбылось долгое, лелеемое ещё с начала войны желание моего сердца: мир с Россией! Мир прежде всего с ней! И война, если она ещё будет идти, будет идти против одного только Запада, против “trios pays libres”, против “цивилизации”, “литературы”, политики, риторической буржуазии…”
Герман Гессе:
…Итак, все продолжается по-прежнему, и, как только где-нибудь в мире попробует высунуться мирная травинка, ее тотчас придавит военный сапог с каблуком, подбитым гвоздями!
Но одновременно читаешь, как в Брест-Литовске начались мирные переговоры, как, открывая их, господин Кюльман напомнил о значении Рождества и привел евангельские слова о мире на земле. Если он говорил это всерьез, если он хоть смутно, хоть намеком почувствовал смысл этих потрясающих слов, мир должен установиться. Увы, до сих пор за библейскими цитатами, произнесенными устами государственных деятелей, не следовало отрадных дел…
Советская проза и драматургия не раз еще обращались к этой теме.
В 1939 году плодовитый поэт Илья Сельвинский написал пьесу в стихах «Брестский мир», так и не увидевшую сценического воплощения. А вот одноименная пьеса Михаила Шатрова, написанная в 1987 году, успешно шла на сцене Театра им. Вахтангова в постановке Роберта Стуруа, развернутая почти в шекспировскую драму.
Заслуживает упоминания также написанный в 1981 году роман белорусского писателя Ивана Шамякина «Петроград — Брест».
Между прочим, даже известнейший писатель-фантаст Кир Булычёв теме мирных переговоров в Брест-Литовске посвятил немало страниц в романе «Покушение», вошедшем в цикл произведений «Река Хронос», написанных в жанре альтернативной истории.
Не забудем также, что в 1969 году на сцене Брестского драматического театра был поставлен спектакль «Брестский мир» по пьесе Константина Губаревича.
В роли Ленина А. Логинов, в роли Троцкого Б. Укусов. 1969 г.
С этим спектаклем связана одна театральная байка — быль.
Незадолго до открытия занавеса за кулисы приходит директор театра Леонид Павлович Волчецкий и видит трех артистов в гриме Ленина, Свердлова и Дзержинского. Приглядывается: троицу несколько пошатывает, они придерживают друг друга за локотки.
«Вы что — выпили? Да как вы могли — перед таким ответственным спектаклем!» — начинает разнос директор.
Дзержинский (арт. С.Юркевич) ответно реагирует (видимо, чтобы отвести от себя и друзей удар гнева): «Леонид Павлович, вы еще Троцкого не видели…»
Ответить