В их судьбе много общих черт. Все трое родились в Брест-Литовске, в семьях железнодорожников, почти ровесники. Всех вихрь первой мировой войны лишил Родины. Похожее начало жизненного пути – рабочие специальности, затем Красная Армия, школы пилотов и разные летные специальности. Все стали Героями Советского Союза, хотя в разное время и при совершенно разных обстоятельствах. Тем не менее, жизнь каждого из них уникальна и достойна внимательного изучения.
Из когорты асов
Впрочем, начнем по порядку. Алексей Сергеевич Благовещенский после окончания Ленинградской военно-теоретической и Борисоглебской летной школ ВВС проходил службу в строевых частях истребительной авиации — вначале в Брянске, затем в авиации Тихоокеанского флота. Его высокие летные качества не остались незамеченными. Алексей Сергеевич был направлен в Научно-испытательный институт РККА. Как отмечали его коллеги, «самолеты, особенно истребители, он знал в совершенстве, поражал всех удивительным хладнокровием в воздухе, виртуозной техникой пилотирования. Не один раз при испытаниях новых машин он попадал в ситуации, когда гибель казалась неминуемой. Однако быстрая реакция, выдержка, точный расчет, безупречное мастерство всегда помогали ему выходить победителем».
30-е годы ХХ века лишь условно можно назвать мирными. В частности, в Китае с 8 июля 1937 года японская армия развернула активные наступательные действия. Были захвачены самые крупные города Китая. Безнаказанно, по существу террористически действовала японская авиация. В условиях отсутствия китайских ВВС бомбежки наводили ужас и на войска, и на мирное население.
В этих условиях политическое руководство СССР приняло решение об оказании помощи правительству Китая, как технической, так и людьми. В частности, под руководством Алексея Благовещенского из самолетов И-15 была сформирована истребительная авиагруппа.
Уже первый групповой воздушный бой 29 апреля 1938г. принес ощутимый результат. Благодаря блестяще спланированным действиями китайской (читай – советской) истребительной авиации, из 54 нападавших на г.Ханькоу японских самолетов были сбиты 21. Потери истребителей составили 2 машины.
Безнаказанным действиям японских бомбардировщиков был положен конец. Об этой странице боевой биографии А.С.Благовещенского «Брестский курьер» подробно писал ранее, поэтому отметим лишь, что 14 ноября 1938г. командир эскадрильи истребительной авиагруппы в Китае капитан Благовещенский был удостоен звания Героя Советского Союза.
Но год-то 38-й. И ровно через месяц Герой Советского Союза вынужден писать наркому обороны СССР Ворошилову К.Е.: «Член военного совета ВВС РККА тов.Овчинкин имеет письмо, компрометирующее меня в связях с врагами народа. На основании этого он смотрит на меня тоже как на врага, и 10.12.1938 не стал даже со мной разговаривать. Я, имея основания, подал ему рапорт с просьбой дело для расследования передать в органы НКВД. Прошу, тов. нарком, лично выслушать меня…». На этом письме сохранилась резолюция: «Показать т.Мехлису К.В. 14.12.1938» (опубликовано в журнале «Военно-исторический архив» в 2008г.).
Дальнейшее развитие событий свидетельствует о благополучном разрешении ситуации. После 3-х месяцев работы в НИИ ВВС Алексей Сергеевич в январе 1939 направлен на курсы усовершенствования командного состава при Академии Генштаба.
И снова война – на этот раз советско-финская. Командир истребительной авиабригады Алексей Благовещенский лично провел 39 боевых вылетов и 3 воздушных боя. Хотя серьезного противодействия финские ВВС оказать не могли – соотношение сил только по числу самолетов 5 к 1 в пользу советской стороны.
Еще ряд командных должностей. С января 1941г. Благовещенский – заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта. На этой должности, несмотря на многочисленные просьбы, он оставался до октября 1942г.
Лишь грозной осенью 42-го Герой Советского Союза генерал-лейтенант Благовещенский стал командиром 2-го истребительного авиакорпуса.
Боевой путь корпуса и его командира прошел через Ленинградский (прорыв блокады Ленинграда), Калининский (освобождение средней полосы России), 1-й Прибалтийский, 1-й Украинский и 3-й Белорусский (освобождение Украины и Белоруссии) фронты. Истребители под командованием Алексея Благовещенского прикрывали войска, освобождавшие Оршу, Витебск, Минск, Молодечно, Лиду.
Алексей Сергеевич оставался летающим командиром. Им осуществлено 48 боевых вылетов для оценки воздушной обстановки и руководства действиями корпуса.
В феврале 1945-го при обследовании аэродрома Любин (сейчас это территория Польши, севернее Легницы) в результате подрыва на мине Благовещенский получил ранение. Несмотря на это в 1945-47гг. он был начальником высшей офицерской школы воздушного боя. Затем некоторое время проходил службу на различных командных должностях.
Наконец в 1949г. Алексей Благовещенский вернулся к своей любимой испытательной работе. В 1949-52гг. он начальник управления испытаний Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС, в 1952-59г. начальник этого института.
Напомним, что это был период перехода от винтовки к реактивной технике. Приходилось изучать особенности управления реактивными самолетами, осваивать их, выдавать рекомендации строевым летчикам. Каждый полет являл собой не только летную, но и научную проблему.
Приведем еще одну малоизвестную боевую страницу из жизни А.С.Благовещенского. Летом 1950г. вспыхнула война в Корее. Не будем вдаваться в описание боевых действий. Отметим лишь, что в небе Кореи в воздушных боях столкнулись новейшие по тем временам реактивные истребители американские F-86 «Сейбр» и советские МиГ-15.
И вот как пишет советский военный корреспондент Анатолий Докучаев: «Горячие головы в Главном штабе советских ВВС продумывали операцию по посадке и захвату «Сейбра». Из Москвы в Аньдун (Китай), где базировались наши авиачасти, выехала группа летчиков во главе с генерал-лейтенантом Алексеем Благовещенским. В большинстве своем это были летчики-испытатели».
Но и высокое летное мастерство, и опыт воздушных боев Великой Отечественной не помогли. Как оказалось, тактика боя реактивной авиации сильно отличалась от винтовой. Группа не сумела решить задачу. Как отозвался один из военных летчиков Константин Сидоров, «после этого генерал-лейтенант Благовещенский, кстати, летчик от Бога (но что было, то было), с группой испытателей убыл в Москву.
Добыть «Сейбр» сумел в сентябре 1951г. строевой летчик полковник Евгений Пепеляев, впоследствии Герой Советского Союза.
Ну, а Алексей Сергеевич продолжил руководство испытаниями новых образцов реактивной техники.
Однако летом 1959г. на Чкаловском аэродроме потерпел катастрофу бомбардировщик Ту-16. А.С.Благовещенский был освобожден от должности начальника КГ НИИ ВВС, а в апреле 1960г. уволен из Советской Армии. 50 лет – подростковый возраст для генерал-лейтенанта.
Но летно-испытательная биография Алексея Благовещенского не завершилась. Он стал работать в ОКБ А.Н.Туполева заместителем, затем начальником летно-испытательной базы, заместителем Главного конструктора. В этот период разработаны многие модели самолетов – модификации бомбардировщиков Ту-22 и Ту-135, дальний стратегический истребитель Ту-128, пассажирские самолеты Ту-114, Ту-134, сверхзвуковой Ту-144.
Завершил свой трудовой путь А.С.Благовещенский в 1985г. в должности ведущего конструктора ОКБ. Умер 25.05.1994г.
Он приземлился в… разведке
Петр Иванович Ивашутин (настоящая фамилия – Ивашутич) родился 5(18).09.1909г. в семье железнодорожного рабочего. Работал слесарем, путейцем в Иваново-Вознесенске. В 1931г. призван в Красную Армию и направлен на учебу в Сталинградскую военную авиационную школу летчиков. Благодаря высоким летным качествам по ее окончании с 1933г. служил летчиком-инструктором. С 1937г. – командир тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Летная карьера развивалась успешно, и с осени 1937г. Петр Иванович – слушатель Военно-воздушной академии им.Н.Е.Жуковского.
И быть бы ему успешным авиатором. Но… Время и политическое руководство Советского Союза распорядилось иначе. После кровавого вала репрессий шло обновление органов госбезопасности. Петр Иванович Ивашутин после окончания 2-х курсов Академии был отозван и направлен в органы военной контрразведки.
Начавшуюся в ноябре 1939г. советско-финскую войну Петр Ивашутин встретил в должности начальника Особого отдела 23-го стрелкового корпуса.
Дальнейший рассказ требует краткой исторической справки. Органы военной контрразведки, как и в целом органы госбезопасности, не один раз по решению политического руководства СССР меняли свою подчиненность. До февраля особые отделы входили в состав Главного управления государственной безопасности НКВД СССР.
3.02.1941г. единый НКВД разделен на самостоятельные НКВД и НКГБ, а на базе Управления особых отделов НКВД созданы управления особых отделов (3-е управления) Накроматов обороны, военно-морского флота и 3-й отдел НКВД СССР.
19.07.1941г. (через месяц после начала Великой Отечественной войны) вновь создано Управление особых отделов НКВД, а НКВД и НКГБ объединены в единый Наркомат внутренних дел.
19.04.1943г. новая реформа – НКВД разделен на НКВД и НКГБ, а на базе Управления особых отделов НКВД созданы Главное управление военной контрразведки «Смерш» Наркомата обороны, УВКР «Смерш» Наркомата военно-морского флота и отдел ВКР «Смерш» НКВД СССР. Такая структура существовала до конца войны.
15.03.1946г. Наркоматы переименованы в министерства. 3.05.1946г. ГУВКР «Смерш» из Министерства вооруженных сил передано в МГБ, получив название 3-го Главного управления.
4.03.1953г., за несколько часов до смерти Сталина МВД и МГБ снова объединены. Наконец, 7 апреля 1954г. образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, в составе которого органы военной контразведки находились до распада Советского Союза в 1991г.
В дальнейшем мы не будем приводить полные названия. Отметим лишь, что П.И.Ивашутин – член Управления военной контрразведки Закавказского военного округа, Крымского, Северо-Кавказского, Юго-Западного и 3-го Украинского фронтов. Сами названия ясно показывают регионы действий подчиненных Петру Ивашутину подразделений. К ним нужно добавить названия стран – Румыния, Болгария, Югославия, Венгрия.
В первом периоде войны органы военной контрразведки выполняли заградительные, поисковые и иные мероприятия по пресечению деятельности вражеской агентуры, изменников Родины, выявлению дезертиров.
Позже, как писал в своей статье П.И.Ивашутин, «за годы войны управления «Смерш» фронтов из чисто контрразведывательного органа превратили в мощную разведывательно-контрразведывательную службу, занимавшуюся не только розыском вражеской агентуры, но и агентурной разведкой во фронтовом тылу врага».
По его мнению, «практические результаты деятельности «Смерша» оказались выше, чем у НКГБ».
Особым направлением деятельности «Смерша» были радиоигры. Захваченные с рациями агенты противника использовались для дезинформации разведорганов врага.
Так, с июля 1944 по май 1945г. военная контрразведка провела оперативную игру «Приятели» на территории Румынии. Она велась от имени резидента германской военной разведки радиста Твена. Под руководством советской контрразведки Твен вошел в контакт с сотрудником Главного управления имперской безопасности (РСХА). Через него удалось наладить получение информации о германской агентуре и легионерском подполье в Румынии. В итоге радиоигры были изобличены 179 активных шпионов, террористов и диверсантов, а также захвачен самолет с руководителями румынских фашистов-легионеров.
Сотрудниками «Смерш» 3-го Украинского фронта были вывезены сотрудничавшие с Гитлером премьер Румынии Ион Антонеску, его заместитель Михай Антонеску, военный министр Пантази, начальник Специальной службы информации (разведка и контрразведка) Кристеску, офицер связи абвера с румынской разведкой фон Странский.
В Румынии, Болгарии и Югославии были арестованы 169 деятелей эмигрантского Российского общевоинского союза, из их числа 38 служили в немецких разведслужбах.
После войны П.И.Ивашутин руководил подразделениями военной контрразведки Южной группы войск (советские войска в Болгарии и Румынии), Ленинградского военного округа, центрального аппарата МГБ.
После смерти Сталина и ареста Берии, с июня 1954 Петр Ивашутин – заместитель, затем 1-й заместитель председателя КГБ при Совете Министров СССР.
В 1962 году контрразведка КГБ выявляет, изобличает и 22 октября арестовывает агента американской и английской разведок сотрудника Главного разведывательного управления Пеньковского.
В ходе следствия выясняется, что начальник ГРУ И.А.Серов помог Пеньковскому вторично (после увольнения) устроиться на работу в ГРУ, а жена и дочь Серова при посещении Лондона были под опекой Пеньковского.
В результате 2 марта 1963 г.Серов освобожден от должности, и начальником Главного разведывательного управления – заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР становится Петр Иванович Ивашутин.
По сути, он рекордсмен по стажу пребывания в дложности начальника ГРУ – 25 лет. Менялись высшие политические руководители, министры обороны, начальники Генштаба, главный военный разведчик оставался на месте.
О своих успехах разведки всего мира пишут неохотно — как правило, спустя многие годы.
Отметим только достоверные факты. В 60-е годы благодаря бурному развитию космической науки и техники создана спутниковая группировка разведки, серия судов типа «Космонавт Юрий Гагарин», обеспечивавшая получение глобальной информации военного и политического характеров. А вот ее изучение, анализ и интерпретация находились в ведении специалистов ГРУ.
На Кубе создан мощнейший центр радиоэлектронной разведки «Лурдес». По отзывам некоторых специалистов, он позволял держать под контролем всю территорию США – в терминологии того времени главного противника.
В региональных конфликтах – Вьетнам, Ближний Восток, Африка — военные разведчики отслеживали не только ход боевых действий, но и, в первую очередь, добывали образцы новейшей боевой техники. Так, в НИИ и КБ противовоздушной обороны появились образцы противорадиолокационных ракет «Шрайк», электронных систем навигации с американских самолетов, в музее бронетанковой техники — современные английские и американские танки.
В период работы П.И.Ивашутина на посту начальника ГРУ — приведем лишь один, на наш взгляд, наиболее опасный пример. Дмитрий Поляков, офицер-артиллерист. В годы Великой Отечественой – командир взвода, батареи, затем офицер артиллерийской разведки на Карельском фронте. Закончил разведфакультет Военной академии им.М.В.Фрунзе, позже – курсы при Академии Генерального штаба. Сотрудник ГРУ.
В ноябре 1961г. находился в служебной командировке в США, работал в военно-штабном комитете ООН. По своей инициативе установил контакт с представителями американских спецслужб и работал на них до осени 1986г. Ущерб от его деятельности был поистине ужасным – здесь и сведения о методах работы ГРУ, и образцы оперативной техники, и результаты спецопераций военной разведки. В 1974г. Полякову присвоено звание генерал-майора, что еще больше расширило его разведывательные возможности. По мнению американских специалистов, он был изобличен благодаря работе агента КГБ в ЦРУ Олдриджа Эймса.
В июне 1987г. П.И.Ивашутин переведен в группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР, с 1992г. – в отставке.
Звание Героя Советского Союза Петру Ивашутину было присвоено по совокупности заслуг и в связи с 40-летием Победы в 1988г. Умер 4.06.2002г.
В воздухе – больше года!
Илья Павлович Мазурук родился 7 (20) июля 1906г. в Бресте, в семье железнодорожника. В Липецке работал помощником машиниста на электростанции. Призван в Красную Армию в 1927г. После окончания Борисоглебской военной летной школы пилотирует разные типы самолетов. Уже в 1935г. его имя облетело все газеты мира. 29-летний летчик на легком фанерном самолете Р-5 в одиночку, без штурмана, без радиосвязи осуществил перелет Москва-Сахалин.
С 1936г. Илья Мазурук – летчик полярной авиации. Каждый полет в Арктике в ту пору содержал элементы техники, искусства, опыта и, наконец, подвига. В то время отсутствовали точные карты. Системы спутниковой навигации не существовали даже в произведениях фантастов, часто выходила из строя радиосвязь.
Одна из публикаций об Илье Павловиче носила заглавие «Три полюса летчика Мазурука». Опишем эти полюса. Первым покорился Северный полюс.
При подготовке к высадке ледовой полярной станции «СП-1» были выбраны серийные бомбардировщики ТБ-3. Самой сложной была задача навигации, поскольку магнитные компасы бесполезны в полярных широтах. Специально были разработаны «Солнечные указатели курса» и радиополукомпасы.
Толщина льда (только 70-сантиметровый лед мог выдержать посадку тяжелых самолетов) определялась путем сбрасывания чугунных болванок. Их вес был определен опытным путем на подмосковном озере.
Наконец, 21 мая 1937г. в районе Северного полюса приземлились четыре ТБ-3, доставившие первую в мире дрейфующую станцию СП-1. Один из самолетов пилотировал Илья Мазурук. В числе восьми других участников экспедиции 27 июня 1937г. он стал Героем Советского Союза. Это самый известный, но далеко не последний его полет.
С 1938г. И.П.Мазурук – начальник полярной авиации Главного управления Северного морского пути. Обеспечение проводок судов, разведка ледовых полей – это решало задачу снабжения полярных районов — Воркута, Норильск, Колыма.
Во время советско-финской войны в качестве пилота ТБ-3 Илья Мазурук передает свой опыт полетов в Заполярье строевым летчикам.
С начала Великой Отечественной летчики полярной авиации с учетом их богатого опыта дальних перелетов были привлечены в состав Дальней бомбардировочной авиации. 1 июля 1941г., возвращаясь после бомбежки базы гитлеровского флота в Варанггер-Фьорде (Норвегия), бомбардировщик Ил-4 под командованием Мазурука атакован истребителями.
Убиты штурман и радист, ранен пилот. Самолет совершил посадку на ледяную воду Баренцева моря. Потерявшего сознание, совершенно выбившегося из сил Илью Павловича подобрал сторожевой катер.
Пришла пора покорять следующий полюс. Летчику полярной авиаци И.П.Мазуруку поручено проложить неведомую до сих пор авиатрассу для перегонки своим ходом самолетов из США. И трасса проложена, пролегла она с Аляски на Чукотку, через Якутию в европейскую часть СССР и далее прямо на фронт. Покорился полюс холода Оймякон, где зафиксирована температура ниже 80 градусов. Заметим, что по трассе летали не специально оборудованные полярные самолеты, а серийные фронтовые истребители Р-39. Это были самые скоростные машины из числа поставлявшихся по ленд-лизу. На одном из Р-39 воевал прославленный советский ас, трижды Герой Советского Союза.
Перелеты приносили, невероятные сюрпризы. При перегоне очередной партии «Аэрокобр» одна из машин стала отставать. На аэродроме техники прогоняли мотор на всех режимах. Сбоев не было. Время военное, пилоты уже взяты под стражу.
И тогда за штурвал садится командир 1-й перегоночной авиадивизии генерал-майор авиации И.П.Мазурук. Фигуры высшего пилотажа следуют одна за другой. Вдруг звук авиадвигателя оборвался. Истребитель совершает посадку. Приказ комдива лаконичен: летчика освободить, мотор заменить.
Уже в конце войны Илья Павлович вернулся к обязанностям начальника полярной авиации. Великую Отечественную, к сожалению, быстро сменила холодная война. И полярная станция «Северный полюс-2», и арктические полеты обеспечивали, в случае необходимости, возможность трансарктических перелетов стратегических бомбардировщиков.
В 1947-1953гг. Илья Мазурук – заместитель начальника Научно-испытательного института Гражданского воздушного флота. Именно в этот период он получает уникальынй документ. Мазуруку И.П. предоставлено «…право принимать решения на вылеты, прилеты и маршрутные полеты на самолетах НИИ ГВФ при проведении испытательской работы, независимо от существующих минимумов погоды».
В 1953г. генерал-майор авиации Мазурук выходит в отставку. Но не успокаивается на пенсии. Вновь появляется полярный летчик Илья Мазурук, вновь арктические взлеты и посадки.
И покоряется третий полюс, на этот раз — Южный. В 1956г. Илья Павлович –командир летного отряда первой советской антарктической экспедиции. Мазурук не просто администратор – он летающий летчик. В январе 1956г. он первым совершил посадку Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.
Арктические полеты продолжаются. Руки со штурвала по требованию врачей Илья Мазурук снял в 57 лет, в 1964г. на его счету 254 ледовые посадки, а общий налет более 10000 часов, 418 суток, больше года в воздухе!
Сменилась авиатехника, появились новейшие средства навигации, но вклад И.П.Мазурука в авиационное освоение Арктики и Антарктики остается бесценным.
Имя Ильи Мазурука вполне заслуженно отмечено на карте Бреста улицей его имени. На наш взгляд, вполне заслуживают появления улицы имени летчика Алексея Благовещенского и разведчика Петра Ивашутина.
Ответить