— Уже совсем скоро пройдут новые выборы. Ситуация в СМИ сегодня чем-нибудь отличается от той, которая сложилась во время прошлых избирательных кампаний?
— Во-первых, экономический кризис довольно существенно затронул нашу медиа-сферу. Среди других факторов, которые повлияли на существование СМИ, — новая фаза политики Евросоюза по отношению к Беларуси. Демонстрация со стороны ЕС желания включить Беларусь в европейские процессы абсолютно конкретно отразились на судьбе двух наших изданий — «Народнай Волі» и «Нашай Нівы», которые были включены в систему распространения.
Но прошел год, и я вынуждена констатировать, что для более чем десяти изданий проблема распространения до сих пор присутствует — либо полностью, либо она их касается частично. Эта проблема актуальна еще с президентских выборов 2006-го года. И, к сожалению, по-прежнему неразрешима.
Сегодня надо обязательно говорить о такой сфере, как Интернет. Информация во всемирной «паутине» — самая доступная для нашего общества. Это то место, где свободная информация имеет приоритет перед пропагандой. Но события последнего времени не дают поводов для оптимизма. Остается угроза, которая исходит от проекта указа «О государственном регулировании Интернета». Решение властей о том, чтобы придать оперативно-аналитическому центру большие полномочия по контролю над информацией в глобальной сети, нас очень тревожит.
— Значит, кроме возвращения в продажу «Нашай Нівы» и «Народнай Волі», больше никакой либерализации не произошло?
— Принципиальных признаков облегчения для деятельности наших коллег мы все-таки не наблюдаем. И это объективно. Остается проблема последних нескольких лет — это доступ к информации. И то, что в феврале прошлого года появился указ №65 «Об усовершенствовании взаимодействия государственных органов управления со СМИ», только осложнило работу журналистов. Мы очень обеспокоены теми фактами, которые собираем во время своих мониторингов: идеологические отделы берут на себя несвойственную функцию и становятся дополнительным препятствием на пути журналистов к информации.
С учетом того, что сегодня наше общество приближается к двум избирательным кампаниям (сначала в местные Советы, а после — президентские выборы), хочешь — не хочешь, а приходится вспоминать тот опыт, который у нас был во время предыдущих выборов. И выводы неутешительны: после каждой президентской избирательной кампании мы несем невосполнимые потери.
Если вспомнить 2001-й год, то после тех выборов наполовину сократилось количество общественно-политических негосударственных изданий (кто-то закрывался сам, кого-то закрывали власти). Последняя президентская кампания 2006-го года закончилась тем, что 19 изданий были лишены возможности распространяться в нашей стране через предприятия «Белпочты» и «Белсоюзпечати».
— Чего нам ожидать от будущих выборов?
— Прогнозировать сложно, но абсолютно ясно, что контроль над информационным пространством никуда не исчезнет. Очередное упоминание главы государства на встрече с журналистами о том, что некоторые руководители телеканалов забывают, что они являются субъектами идеологической работы, – лишнее тому свидетельство. Это говорит о том, что, к сожалению, в нашей медиа-сфере будет присутствовать много пропаганды, идеологии. И от этого, по-видимому, не избавиться.
— А не зря вообще государство «давит» на журналистов? Может, они безобидны так же, как и наша оппозиция?
— Знаете, я бы все-таки не проводила параллель с деятельностью оппозиции, поскольку это абсолютно разные сферы. Открытая информация заставляет людей думать, а ее наличие самым непосредственным образом влияет на взвешенный выбор. Поэтому контроль за общественным сознанием — это очень удобный механизм для управления обществом.
— У нас есть государственные и негосударственные СМИ. Получается, что и журналистика у нас тоже разная…
— Эта тема уже просто оскомину набила. Проблема не в этом, а в существовании самоцензуры. Каждый журналист, оказываясь в том или ином издании, все равно вынужден подчиняться редакционной политике, требованиям редакторов. И это сегодня отражается на позиции самого журналиста. Иногда даже не надо вмешиваться руководителю редакции, потому что журналист абсолютно точно знает, чего от него ждут, и особенно не отстаивает свое право на неотцензурированную информацию.
— А что касается уровня государственной и негосударственной журналистики: можно ли их сравнить?
— Это невероятно сложная проблема для всех белорусских журналистов. К сожалению, мы иногда теряем саму профессию. Со стороны властей навязано представление, где должно быть место и роль средств массовой информации в обществе. И как результат — одни становятся статистами власти, а другие берут на себя не свойственную журналистике функцию политологов. Якобы они — последняя инстанция, которая транслирует истину, но, чаще всего, это просто субъективное мнение журналиста.
Нам нужно вернуть профессию к привычным стандартам и все время помнить, что наше назначение — собирать и распространять не ангажированную и беспристрастную информацию.
Форум Беларусь — еженедельная программа на Еврорадио — www.euradio.fm
Программа выходит в эфир по воскресеньям, с 7 до 8 утра на волнах Radio dla Ciebe (103,4 fm) для Бреста и Брестской области, а также через спутник Hotbird 6,13 East, частота 11013 МГц (11013МГц/Н27500) и SIRIUS 4,5 East частота 12379.62 МГц (12379.62МГц/Н/27500).
Ответить