Так задумано
Чтобы прояснить ситуацию, обратимся к обширной цитате из блога Валерия Цепкало, директора Парка высоких технологий в Минске. Свежий текст, размещен на днях.
«Город Брест. Здесь проходит граница между Европейским союзом и тем, что когда-то составляло Советский Союз. Тут же проходит и основная автомобильная трасса, связывающая Европу с Россией, – Париж-Берлин-Варшава-Москва.
С белорусской стороны останавливается для таможенного досмотра грузовик с прицепом. Чтобы ускорить процедуру пограничного и таможенного оформления, белорусы и поляки договорились о совместном контроле. К грузовику с прицепом подходят работники двух таможен. К ним выходит водитель для предъявления груза. «Странно, — думаю, — почему у таможенников в руках нет никаких документов? И походка у них расслабленная, и выражение лица почти безразличное. Словно и белорус, и поляк уверены: этот честнейший человек, этот водитель «фуры» в принципе не может ничего утаивать в своем автомобиле».
Поднимается тент, и действительно — в фургоне пусто. Подъезжает следующий грузовик – и там ничего нет. В следующих машинах, идущих с белорусской стороны на польскую, – тоже ничего нет.
С обратной стороны границы выстроилась длинная вереница автомобилей, идущих из Европы в Россию. В эту сторону таможня работает с исключительной интенсивностью. Чего только не везут в восточном направлении – одежду, посуду, электронику, строительные материалы, мебель… Невозможно перечислить то, что находится в машинах, образовавших многокилометровую очередь с польской стороны.
Конечно, экспорт идет и из России в Европу. Ведь чем-то необходимо уравновешивать товарные потоки с Запада. Только этот экспорт из России ни простому наблюдателю, ни профессиональному таможеннику не виден. Потому как весь он идет по двум трубам – одной с нефтью, другой с газом…»
В чем разница?
Анализируя, почему в более развитых странах ставка рефинансирования практически нулевая, а в Беларуси, России и Украине высокая, В.Цепкало справедливо указывает, что если кредиты для нас и подешевеют, мы все равно накупим ширпотреба на Запада, тем самым поддерживая иностранного производителя. Так и есть, практически все автомобили, которые мы покупаем, – импортного производства.
По данным статистики, в 2009 году в Беларусь было импортировано 163 тыс. легковых автомобилей, что на 36,4 тыс. меньше, чем в 2008 году (минус 18,4%). Падение произошло впервые с 2002 года. В денежном выражении импорт авто также сократился. Он составил чуть более 1 млрд. долларов против 1,4 млрд. в 2008-м. Физлица и юрлица ввезли в 2009 году машин почти поровну (76,2 тыс. и 87,3 тыс. соответственно). Средняя цена ввезенного автомобиля составила 6 212 долларов (ниже 2008 года на 15,1%).
Чем компенсировать потерю бюджета? Вполне возможно, что таможенные платежи будут повышены. С 1 января, напомним, они возросли для юридических лиц — глядишь, к лету и для физических станут выше. Один «Саманд» не справляется, в прошлом году предприятие произвело 241 автомобиль. Что это по сравнению с ввезенными 163 тысячами?
В общем, нет никаких оснований предполагать, что что-то станет дешевле…
Ответить