В снежный плен попались четыре человека (Карпиш Михаил Михайлович — руководитель группы, 1981 года рождения; Троцинская Дарья Михайловна, 1983 года рождения; Траскевич Евгений Владимирович, 1986 года рождения; Ковган Александра Игоревна, 1987 года рождения). Двоим — Александру Юраге и Дмитрию Фомину удалось спастись.
Как это было
Как стало первоначально известно из российских СМИ, 3 марта – молодые туристы из Бреста прибыли на поезде Оленегорск (Мурманская область, Россия). В составе группы – 4 парня и 2 девушки. В этот же день добрались до рудника «Карнасурт» в 7 км от поселка Ревда в Ловозерском районе и двинулись через перевал в сторону Сейдозера. По пути заночевали, здесь же оставили часть продуктов на обратный путь. В следующие два дня путешественники преодолели Сейдозеро и добрались до долины Ульелькуй. Одной из девушек стало плохо, из-за этого группа изменила маршрут. А уже на следующий день над Ловозерскими тундрами разыгралась пурга.
По приблизительным данным, 8 марта с гор сошло более двух тысяч кубометров снега. Это поток шириной в семь метров, глубиной в три и длиной в 100 метров. Двум туристам — Александру Юраге и Дмитрию Фомину при этом удалось выбраться из-под снежных завалов самостоятельно. Их попытки откопать своих не увенчались успехом. Дозвониться до спасателей им также не удалось. Тогда двое мужчин отправились за помощью к ближайшему поселку Ревда, куда они добрались лишь к вечеру 9 марта. По информации пресс-службы МЧС Мурманской области, рано утром в 8 километрах от места трагедии на егерском посту, расположенном на берегу Сейдозера, был организован временный лагерь. Отсюда к исходному району вышла рекогносцировочная группа на двух снегоходах, чтобы обследовать территорию схода лавины.
В региональном МЧС был создан оперативный штаб, и уже через несколько часов к месту происшествия выехали спасатели на 6 снегоходах, которым с трудом удалось пробраться к месту происшествия и прорубать лесные заросли на подступах к склону.
Кто виноват?
Спасатели сетуют, что тургруппа не зарегистрировалась в местном отделении МЧС и самостоятельно вышла на горный маршрут, несмотря на то, что было предупреждение о неблагоприятных погодных условиях в этом районе и возможности схода лавин.
— Кроме того, у них не было с собой даже мобильных телефонов. Единственный сотовый был неактивен, — сетует начальник ГУ МЧС России по Мурманской области Владимир Светельский. Также непонятно, почему они решили освоить так называемый летний маршрут: зимой в Ловозерских тундрах туристов практически не бывает — слишком велика вероятность схода лавин.
Вместе с тем, председатель брестской областной маршрутно-квалификационной комиссии Владимир Абрамчик сообщил, что перед этим походом третьей категории сложности группа прошла регистрацию в маршрутно-квалификационной комиссии в Бресте. «Руководитель группы Михаил Карпеш — ответственный и серьезный человек, который имеет большой опыт лыжных и горных походов, — сказал Абрамчик. — После регистрации в Бресте он, согласно правилам, направил письменное уведомление в спасательную службу города Кировска. Это обусловлено тем, что в поселке Ревда, откуда начинала свой путь группа, такой службы нет».
Он подчеркнул, что это не первый поход туристов, все они имеют опыт лыжных и горных походов — в частности в Карпатах, на Кавказе, Кольском полуострове.
Мнение бывалых
У брестских туристов удалось выяснить, что подобная трагедия в Хибинах произошла 10 лет назад с российскими туристами. С нашими земляками ничего экстраординарного в Мурманской области никогда не случалось. Маршрут считался третьей категории. За 12-14 дней брестчане должны были пройти на лыжах порядка 240 км.
Руководитель брестского туристического клуба «Берестье» и друг пропавшего Михаила Карпиша — Владимир Гусев рассказал «БК», что все ребята — действительно опытные туристы. Ходили в горные походы пятой категории.
— На мой взгляд, причина трагедии в плохих погодных условиях, — рассказал Михаил. – Я слышал, что одной девушке стало плохо в походе, и группа была вынуждена изменить ход своих действий. Может быть, это и стало роковым решением.
Руководитель туристического клуба «Цитадель» Игорь Штык подтвердил, что в трагедии виновата только стихия.
— Они сообщили в контрольно-спасательную службу о том, что выходят на маршрут. У спасателей была даже копия маршрутной книжки. Я уверен, что ребята все сделали правильно, виноват только несчастный случай. В этой местности наши брестские туристы ежегодно бывают в феврале-марте. Как говорится, это накатанный маршрут. Поэтому мы были удивлены, что трагедия произошла именно на перевале Северный Тавайок.
Удалось связаться и с женой спасшегося туриста Риммой Юрагой.
— К сожалению, с Александром я до сих пор не разговаривала. У нас нет никакой связи, поэтому информацию я черпаю из новостных источников. Надеюсь, скоро он позвонит семье.
Ответить