Повелитель бури плохо кончит
Больше всего статуэток «Оскара» получил в Голливуде американский фильм «Повелитель бури». Не будем обсуждать, почему это случилось, – из-за художественных достоинств фильма или по соображениям патриотизма. Пересмотрим фильм с точки зрения соблюдения мер безопасности.
Прямо скажем, порой американские сапёры ведут себя безобразно. Отказ от связи по рации с командиром, работа без средств защиты – все это подчеркивает характер героя, однако является грубым нарушением мер безопасности. Если главному герою и удается выживать, то если так будут вести себя все – потерь будет больше. А чего стоит сцена боя за городом: их послали подрывать трофейные боеприпасы, а не ввязываться в этот бой. Не очень понятно, как они вывозили эти боеприпасы для подрыва на той же машине, на которой ехали?
А вот кадры, где солдаты упиваются виски. Опытные люди говорят, что в нынешнем Багдаде у курдских контрабандистов литровую бутыль крепкого спиртного можно купить за 10 долларов. Баснословно дешево, не с Украины ли его туда везут? Буквально пару недель назад троих литовских военных выгнали из Афганистана за употребление спиртного. Были проблемы и у австралийских военных, связанные с алкоголем, что привело к потерям людей.
Чтобы не возникал вопрос, куда смотрит начальство, авторы сделали фильм так, как будто это начальство вообще не существует. В общем, хромает дисциплина…
Кто виноват — начальство?
Когда доходит до реальных происшествий, обычно первым делом спрашивают: а кто виноват? Сам пострадавший или его начальство? Тут вспоминается случай из прошлого, воспринимаемый как анекдот, правда, невеселый.
Солдату на минном поле оторвало ногу. Это было в тот год, когда по всей Советской Армии прокатилась очередная волна борьбы с травматизмом и небоевыми потерями.
— Командир 4-й роты, почему ваш солдат пошел на минное поле?
— Я этого солдата ни разу не видел.
— Это не важно. Он числится в вашей роте…
А ротный этого солдата действительно и не видел. По прибытии в Афганистан солдат почти сразу заболел и попал в госпиталь, где долго лечился. Потом в команде выздоравливающих был направлен на хозяйственные работы. А дальше случилось вот что, представьте себе диалог двух солдат:
— Пошли яблок нарвем в «зеленке», возле разрушенного кишлака.
— Но там таблички «Осторожно: мины».
— Это прапора наставили, чтобы мы яблоки не рвали, чтобы им все досталось.
— Верно. Пошли…
Так солдат и лишился ноги. Однако командира роты не наказали. И вот почему. За эту первую неделю, пока солдат был в роте, за которой числился, поступил приказ довести всем под роспись о запрещении посещения фруктового сада, который был в полку, отделяя его от моджахедов. И так уж случилось, что солдат-бедолага поставил свою роспись, что ознакомлен с запретом посещать фруктовые сады.
Люди на крыше
Проходя мимо одной из городских строек Бреста, увидел, как двое рабочих ходят по крыше, ничем не пристегнувшись. Мне это не понравилось, тем более что на этой же улице я видел, как каменщики кладут кирпичи, пристегнувшись поясами безопасности, хотя выложили только первый этаж.
Беру телефон и звоню инженеру по мерам безопасности:
— На вашей стройке по крыше ходят, не пристегнувшись.
— А где эта стройка?
— На Краснознаменной…
— Это не наше управление строит. Но я обязательно передам их инженеру…
Вникнув в тему, узнал некоторые неприятные вещи.
Увы, есть и травмы, есть и смертельные случаи. И часто пострадавший виноват сам. Очень трудно уволить пьющего рабочего, за него сразу вступаются и профсоюз, и родные…
— Если выгонят с работы – лишится и общежития, негде жить…
— Не сможет платить кредит, а вдруг – повесится…
И так далее. Есть случаи, когда погибает не новичок, а опытный рабочий, специалист своего дела. Просто притупляется чувство опасности. И помогут ли в этом случае инструктажи, даже если их проводить каждый месяц?
Осторожничать заставляет страховка
А какие механизмы обеспечения безопасности существуют в иных странах? Травмы и гибель есть везде. Однако в странах Западной Европы и США действует и иной механизм, который у нас не развит. Это страхование жизни. Проценты за ипотеку там несравнимо меньшие, чем у нас. Поэтому можно жить в долг, купив дом в рассрочку, в кредит. Но прежде чем дать вам кредит, попросят застраховать свою жизнь, чтобы деньги вернулись банку, если вы погибнете. Страховщик, в свою очередь, попросит справку о состоянии здоровья. Получается целая цепочка взаимозависимости. И если она прервется, начинается разбирательство, кто потеряет деньги: банк, давший кредит, или страховая фирма. Расставаться с деньгами не хочется никому. И именно страховщик начнет придирчиво изучать причины травмы или гибели рабочего или солдата. Если виноват пострадавший – отказ выплатить страховку вполне вероятен. Ведь страхуют от несчастного случая, а не от разгильдяйства.
Урок извлечем вот какой: берегите себя. Вас ждут дома.
Справочно:
В прошлом году на предприятиях Брестской области погибло 49 человек – на 17 больше, чем в предыдущем. Тяжкие телесные повреждения (увечья) в минувшем году получили 98 человек, тогда как в 2008 насчитывалось 74 пострадавших.
В Бресте на производстве погибло 10 человек, за ним в печальной статистике следуют Березовский район — 7 гибелей и Барановичский район — 5. По тяжким телесным повреждениям также лидирует областной центр — 26 увечий, за ним идут Пинский район — 17 травм и Барановичи — 14.
По отраслям: энергетика — погибло 5 человек, 23 смертельные травмы зафиксированы на предприятиях коммунальной формы собственности. В сельском хозяйстве лишились жизни 11 человек, 6 из этого списка трудились в архитектуре и строительстве, в ЖКХ — 4.
В целом по Беларуси уровень производственного травматизма со смертельным исходом (численность погибших на 1000 работающих) в 2008 году составил 0,051.
Ответить