Первая из двух составляющих этого политэкономического событийного диполя, будучи до блеска костей «обглоданной» электронными и печатными средствами массовой информации России и Беларуси, влачащих тяжкий груз своего бытия по постсоветски близким, но все-таки принципиально различным житейским дорогам, по моему разумению в нынешней публикации информационного аппетита не вызывает. За исключением разве что сочных путинских перлов словесности, коими он подобен в пестрой когорте политиков лишь велеречивому и щедрому жгучим глаголом боярину Черномырдину.
Конечно, если бы главы наших правительств, предварительно уединившись и не допустив на свой «междусобойчик» никаких журналистов, предварительно в деталях подробно не обсудили бы предстоящую повестку дня, основное внимание уделив развитию экономической интеграции и отношениям в топливно-энергетической сфере, ни за что в жизни не удалось бы им продемонстрировать такую потрясающую «скорострельность» переговоров, умудрившись рассмотреть 23 вопроса повестки дня менее чем за час.
Впрочем, количество в таких щепетильных делах отнюдь не гарантирует качества. Не стало исключением и вышеупомянутое брестское мероприятие. Ибо когда в кулуарах у усталого вице-премьера Андрея Кобякова настырные журналисты осторожно спросили, удалось ли договориться по ключевым проблемным вопросам повестки дня, – они услышали столь же осторожный ответ: консультации будут продолжены, так как до 1 июля еще солидный кусок времени. С другой стороны, оно и понятно: никто не сомневается, кто в нашей стране единоличный хозяин, а если в данный момент он соблаговолил отбыть на антиподы, то до его возвращения любые переговоры его президентской рати носят сугубо консультативный характер, не превышая по своему статусу известной в деловом мире декларации о намерениях.
Иное дело господин Путин. К его словопостроениям, чего бы оные не касались, надлежит относится с должным почтением. И если он заявил на брифинге в Бресте, отвечая на дотошный вопрос о нефтяных пошлинах и единой валюте: «Окончательно мы можем отказаться от пошлин только с 2012 года, когда создадим Единое экономическое пространство. Для этого нам потребуется провести очень большую работу по унификации наших законодательств в экономической сфере, то есть создать юридическую базу для ЕЭП. Следующим логичным шагом должен стать валютный союз. Но это уже предмет для отдельных переговоров», — то это речь не мальчика, но мужа, полностью и авторитетно владеющего вопросом с исчерпывающей достаточностью.
Касаясь щекотливого для нас вопроса о признании самопровозглашенных северокавказских республик, Путин дипломатично обошел дискомфортные острые углы: «Но если этот вопрос стоит нормализации отношений Беларуси с западным сообществом, то мы поддерживаем такую нормализацию», – признал российский премьер, напомнив, что еще будучи президентом, говаривал своим западным коллегам: «Не лезьте в дела Беларуси. Там народ сам разберется, куда ему идти и какой политический режим будет в его стране».
Чего уж тут жеманиться, когда повсеместно известно, что тот, кто платит, тот и заказывает музыку – не впадая в ложную скромность, глава российского правительства напомнил собравшимся: «Только за счет беспошлинной продажи Россией нефти в размере 6,3 млн. тонн Беларусь сэкономит за год 1,6 млрд. долларов, плюс 2,6 млрд. долларов будет иметь, покупая российский газ по цене 169 долларов за тысячу кубометров, в то время как Украина покупает его по 304 доллара», — предъявил он публике убедительную цифирь.
А между тем президент Беларуси, в урочный час прибыв в Венесуэлу, был с ходу произведен в почетные граждане Каракаса, награжден орденом и выступил с речью в парламенте боливарианской республики. 17 марта в присутствии президентов Лукашенко и Чавеса был подписан контракт на поставку в Венесуэлу белорусской техники на общую сумму почти 200 млн. долларов. Будет поставлено 1,3 тысячи единиц дорожной и строительной техники (МАЗ, БелАЗ, «Амкодор», МЗКТ). В первом полугодии 2010 года также будет обеспечена поставка в эту страну белорусской техники для подземных работ и автопогрузчиков БелАЗ на сумму около 20 млн. долларов.
Кроме того, подписан контракт на строительство в Венесуэле заводов по производству техники МАЗ, рассчитанных на выпуск 5 тысяч единиц в год, и МТЗ – на 10 тысяч единиц в год. Предприятия будут введены в строй до 1 июля 2011 года, а стоимость построенных белорусской стороной под ключ заводов составит 55 млн. долларов.
Белорусы также возведут в Венесуэле завод по сборке дорожной, строительной и коммунальной техники мощностью 3 тысячи единиц в год и технический центр по ремонту и обслуживанию дорожно-строительной, коммунальной и сельскохозяйственной техники и автобусов. Белорусская сторона примет участие в оснащении заводов по переработке и заготовке металлолома, а также даст предложения по строительству комплексного совместного завода по утилизации аккумуляторных батарей мощностью 15 тысяч тонн в год. Для переработки металлолома будет поставлено 60 единиц спецтехники МАЗ и оборудование. Запущен завод стройматериалов емкостью 100 тысяч штук кирпича в год и увеличен экспорт белорусских калийных удобрений со 140 тыс. тонн в 2009 году до 300 тыс. тонн в 2010 году.
Кроме того, стороны договорились, что белорусские специалисты будут осуществлять проектирование и строительство агрогородка и сельскохозяйственных производственных объектов в районе Ато Педригаль, а также построят жилой район на 10 тысяч квартир в городе-спутнике Баринас, школу и детский сад в городе Маракай в качестве дара венесуэльскому народу.
Но самым забойным итогом встречи белорусского и венесуэльского президентов стало решение, согласно которому Венесуэла в мае 2010 года поставит в Беларусь пробную партию нефти в объеме до 80 тысяч тонн. До конца года планируется поставить до 4 млн. тонн. По замыслу Чавеса сырая нефть будет поставляться через порт Одессы для последующей переработки на Мозырском НПЗ. «Мы совместно будем ее перерабатывать и реализовать нефтепродукты на европейском рынке», — предложил Лукашенко.
В течение двух месяцев планируется создать совместное белорусско-венесуэльское предприятие по поставкам нефти, в котором 75% акций будут принадлежать Венесуэле, а 25% — Беларуси. Стороны договорились до 2025 года (экое, однако, громадье дерзких планов) инвестировать около 8 млрд. долларов в разработку нефти совместным предприятием в Венесуэле.
Добыча нефти там дает 80% доходов от экспорта, более 50% доходной части госбюджета и около 30% ВВП. Венесуэла является пятым по величине экспортером нефти в мире и обладает самыми большими ее запасами. После национализации в 2007 году нефтяной отрасли международные нефтяные компании потеряли интерес к инвестициям в эту отрасль по причине политических рисков.
Что до белорусско-венесуэльского сотрудничества, то оно процветает. В октябре в Беларусь прилетит Уго Чавес, а летом 2011 года Лукашенко намерен вновь посетить Венесуэлу с ответным визитом. От самих же углеводородных затей президентов явно шибает прожектерством, ибо давно известно, что за морем телушка – полушка, да рубль перевоз, и эту банальную истину никто не отменял.
Ответить