Мальчишка стоял у дверей казино и глотал непрошенные слезы. Прошло уже несколько часов с тех пор, как отец скрылся за этими дверьми, велев ему ждать. Он и ждал, сжавшись в комочек от обиды, страха и одиночества. Из ярко освещенных окон слышались звуки музыки, чей-то визгливый хохот, время от времени двери впускали и выпускали каких-то людей, но отец не выходил. Как потом оказалось, проигравшись, он как всегда запил и просто забыл о сыне. Так в одиннадцать лет Коля остался один в чужом городе. Еще раньше мама, Екатерина Николаевна, ушла медсестрой на фронт и не вернулась — умерла от тифа…
Бывший уездный городок Гайсин Винницкой области, где в июле 1905 года родился и провел свои детские годы Николай Алексеевич Демченко, располагался на речке Соб — притоке Южного Буга. Неподалеку от этих красивейших мест находятся известные всем Браславские озера. Чтобы выжить, мальчик за тарелку супа, за кусок хлеба должен был очень тяжело физически работать — пилить дрова, таскать на себе тяжести. Надеяться было не на кого и не на что. Так сорвал себе спину и на всю жизнь заработал спондилез, который время от времени укладывал его в постель с сильнейшими болями в позвоночнике. Некоторое время (до 1919 года) Коля жил у дальних родственников в Каменце-Подольском, потом перебрался в Луцк. Кем только он здесь не работал: был посыльным у адвоката, практикантом кредитного банка, экспедитором в табачном магазине. Но его влекла музыка. Его музыкальный слух был таков, что он мог играть на любом инструменте сходу. Давали гитару — играл па гитаре, попадалась мандолина, балалайка или домра — играл по слуху все, что просили. Начал заниматься по самоучителю, был необыкновенно усидчив и педантичен. Юноша стал брать частные уроки музыки, а с 1923 года уже руководил секстетом мандолин в ресторане, одновременно учился в вечерней общеобразовательной школе.
В 1925 году Николай Алексеевич переехал в Брест (в то время это была территория Польши). Здесь устроился учителем музыки в техническом училище, вскоре женился, а с 1929 года начал преподавать хоровое пение в общеобразовательной школе. Музыкальных знаний не хватало, и он усиленно занимался самообразованием. После длительной подготовки экстерном сдал экзамены на Высших Учительских курсах в Варшаве, получив право преподавать пение и дирижировать хором. С 1934 года он дирижировал оркестром струнных народных инструментов «Гармония», а также несколькими хорами.
Музыкальная жизнь в Бресте в это время была достаточно интенсивной. Люди тянулись к музыке. Вечерами собирались семьями, играли на разных инструментах, пели. Желающие заниматься музыкой обучались частным образом. Частных преподавателей было довольно много, некоторые имели высшее музыкальное образование. Силами местных любителей музыки в городе давались концерты, ставились отрывки из опер, даже были поставлены оперы Дж. Верди «Травиата» и П.Чайковского «Евгений Онегин» с приглашением солистов из оперных театров, которые имели большой успех у публики.
С 1937 года начала действовать частная музыкальная школа им. Кароля Шимановского, которая существовала на родительские средства. Не все родители могли платить деньги за уроки (т.к. у многих денег просто не было). Поэтому расплачивались кто чем мог — ведром картошки, десятком яиц. Школа занимала одноэтажное здание на пересечении бывших улиц Кобринской и Широкой (теперь это Пушкинская и бульвар Космонавтов). Одним из организаторов той школы и стал Николай Алексеевич Демченко, человек, страстно влюбленный в музыку, в свое дело. Он же стоял у истоков создания государственных музыкальной школы и училища, открытых в 1939 году. Первым директором школы был Григорий Ефимович Шубик, а Николай Алексеевич стал завучем. Он вел в школе и училище домру, четырехструнную мандолину, семиструнную гитару, балалайку, а также хор и хоровое дирижирование. Все это время не оставлял мечты поступить в Варшавскую консерваторию, изо всех сил готовился к экзаменам с помощью недавнего выпускника этой консерватории, превосходного музыканта, преподававшего в Брестском музыкальном училище теорию музыки и сольфеджио, Казимира Циолека. Начавшаяся война помешала осуществиться этой мечте. Занятия в школе и училище были прекращены. Чтобы растить двоих сыновей и как-то продержаться в эти трудные для всех времена, нужно было браться за любое дело. До войны у них с женой Лидией Васильевной был построен дом, а вокруг дома была земля, которая могла кормить. Частные уроки помогали сводить концы с концами.
После освобождения Бреста от немцев в августе 1944 года Демченко был назначен временно исполняющим обязанности директора музыкальной школы и училища. Вместе с учащимися мыли окна, полы и двери в новом здании взамен старого, в которое попала бомба, а затем опять перебирались — уже окончательно, в здание, принадлежавшее ранее частному глазному врачу (теперь это кукольный театр). Пришел с войны с искалеченными руками директор Г.Е. Шубик и сразу окунулся в работу. Николай Алексеевич был завучем до 1953 года, преподавал помимо струнных народных инструментов сольфеджио, теорию музыки, а также дирижирование и вел хор. Минская квалификационная комиссия подтвердила его учительский диплом, выданный в Варшаве, приравняв его к незаконченному высшему музыкальному образованию. Проверяющие комиссии из консерватории всегда высоко оценивали его успехи в преподавании теории музыки и сольфеджио, отмечая созданную им, точно выстроенную систему обучения. Его выпускники Татьяна Клочко и Алексей Грасс поступили в Минскую консерваторию, закончив которую, преподавали в Витебском и Минском училищах, а выпускница Бэла Пивоварова — поступила в Московскую консерваторию, дирижирует симфоническим оркестром в России.
Вспоминает Татьяна Витальевна Корешкова, преподаватель ДМШ №1 г. Бреста: «Николай Алексеевич взял нашу группу по сольфеджио в седьмом классе. За один только год перед поступлением в училище он дал такие знания, что потом по теории музыки и сольфеджио проблем не было. Он был удивительно терпелив, всегда спокоен, уважителен и очень доброжелателен. Запомнились его голубые с прищуром улыбающиеся глаза, когда он говорил нерадивым ученикам: «Сегодня я вам ставлю двоечку, но я уверен, что следующий раз Вы ответите обязательно на пять». Обижаться на него было невозможно. И вот еще что поражало нас: встретив на улице, он здоровался первым, всегда снимая перед нами, четырнадцатилетними тогда девчонками, шляпу!».
Полтора десятка лет — с 1948 года — созданный им женский хоровой коллектив при гарнизонном Доме офицеров занимал первые места на окружных и областных смотрах. Было проведено около 500 концертов для воинов гарнизона и жителей города и области.
В 1971 году Николай Алексеевич Демченко вышел на пенсию, но еще пять лет понемногу работал. Его сыновья продолжили музыкальную династию. Старший, Игорь Николаевич, закончил Белгосконсерваторию как теоретик-музыковед, несколько лет был заведующим теоретическим отделением Брестского музыкального училища, потом завучем и еще пять лет — директором, подготовил документацию на строительство нового училища и начал им заниматься. Переехав в Минск, в консерватории заведовал методическим кабинетом. Младший сын, Алексей Николаевич, продолжил дело отца, закончил Белгосконсерваторию как хормейстер, проработал всю жизнь в стенах БМУ. Он создал женский хоровой коллектив «Свiтанак» на базе профессионально-технического училища №90, которому в 1995 году было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». Обе невестки — Лариса Петровна Глебко и Людмила Александровна Демченко — также преподавали в ДМШ №1, вели сольфеджио и хор. Внук Игорь Алексеевич — кларнетист, работает в духовом оркестре Брестской военной комендатуры, а правнучка Елена Демченко преподает гитару в ДМШ №2.
Автор — преподаватель Брестского музыкального колледжа Кира Сченснович
Ответить