Индустриализация прошлого века требовала ускорения всех работ. Если лошадей можно было заменить паровозами, то труднее всего было найти альтернативу ручному труду. Обратимся к книге родоначальника менеджмента Фредерика Тейлора «Принципы научного менеджмента». В советские времена он считался идеологом потогонной системы на конвейере. Однако, как и Форд, он хотел превратить человека в рациональную машину. Есть у него глава про укладку кирпичей. Современным каменщикам будет интересно почитать. Автор опирается на «Систему кирпичной кладки», изданную в Лондоне, мистера Джильберта. Итак…
В пять движений
«Исследование средств, использованных м-ром Джильбертом в целях сокращения числа движений у его каменщиков с 18 до 5, обнаруживает, что это улучшение было достигнуто тремя различными способами:
— во-первых – он совершенно устранил некоторые движения, которые каменщики прежде считали необходимыми, но в результате тщательного изучения и проверки с его стороны они выяснились как абсолютно бесполезные;
— во-вторых – он ввел простые приспособления, вроде переносной платформы и стопок кирпича, посредством которых, при весьма небольшой помощи со стороны дешевого подручного рабочего, ему удалось совершенно устранить целый ряд утомительных и поглощающих время движений, без которых не может обойтись каменщик, лишенный платформы и стопки кирпичей;
— в-третьих – он научил своих каменщиков делать простые движения одновременно обеими руками, тогда как ранее они делали одно движение правой рукой, а вслед за этим другое—левой рукой.
Так, например, м-р Джильберт научил своих рабочих брать кирпич левой рукой и в то же самое время доставать кельмой цемент правой рукой. Эта работа одновременно обеими руками стала, конечно, возможной лишь при замене глубокой шайкой прежнего неглубокого ящика для цемента, в котором раствор был расположен таким тонким слоем, что приходилось делать шаг или два для того, чтобы достать его; и, далее, это потребовало расположения шайки с раствором и стопки кирпичей в непосредственной близости друг к другу и на надлежащей высоте на передвижной платформе».
350 кирпичей в час
«Большинство людей практических, хорошо зная сопротивление, оказываемое почти всеми рабочими-профессионалами всякой попытке внесения какого бы то ни было изменения в их привычные методы и навыки, отнесется скептически к возможности достижения каких-либо крупных результатов на деле при помощи исследований. М-р Джильберт сообщает, что несколько месяцев тому назад при возведении большого кирпичного здания, которым он руководил, подобранные им рабочие сделались вполне искусными в применении его новых методов и дали производительность в 350 кирпичей на человека в час. В то же время средняя скорость производства этой работы традиционным способом составляла в данном районе страны всего 120 кирпичей на человека в час. Каменщиков обучал новым методам кладки кирпичей их надсмотрщик. Те, кому это обучение не приносило никакой пользы, были уволены, и каждый рабочий, как только он обнаруживал повышение производительности в результате применения новых методов, немедленно получал значительную (отнюдь не маленькую) прибавку к своей плате. В целях индивидуализации своих рабочих и побуждения каждого из них к максимальной производительности м-р Джильберт выработал также остроумный метод для измерения и учета числа кирпичей, укладываемого каждым отдельным рабочим, и для сообщения этому рабочему через частые промежутки времени, сколько кирпичей он успел уложить».
Профсоюз сомневается…
«Только путем сравнения результатов этой работы с теми условиями, которые господствуют в настоящее время в силу тирании некоторых ведущих неправильную политику профессиональных союзов каменщиков, можно составить себе представление о совершающейся колоссальной растрате человеческого труда. В одном иностранном городе союз каменщиков ограничил своих членов нормой в 275 кирпичей в день при производстве работы для нужд города, и в 375 кирпичей в день при производстве работы для частных предпринимателей. Члены этого союза, по всей вероятности, искренне верят в то, что это сокращение выработки представляет благодеяние для их профессии. Напротив, все эти люди должны были бы ясно сознавать, что это сознательное замедление темпа работы является прямо преступным…».
Ну что, как вам такой передовой опыт первой половины ХХ века? Профсоюз вряд ли одобрит. А при царе, когда строили Брестскую крепость, такой подход вообще отвергли бы. Та кладка держится до сих пор…
Ответить