Он подчеркнул, что «экономический рост в 2010 году должен составить, как минимум 11%, а транзитная стратегия должна стать «основным звеном качественного рывка в экономическом развитии страны». «В будущей пятилетке энергетическая стратегия станет основным направлением деятельности всех органов власти и президента и главным фактором обеспечения суверенитета и независимости, — заявил Лукашенко, добавив многозначительно: — Вы понимаете, о чем я говорю».
Касательно сверхнормативных складских запасов президент сообщил, что в прошлом году только после его вмешательства и еженедельного мониторинга ситуация стала изменяться к лучшему: «Однако с нового года увеличение запасов возобновилось, причем возросшими темпами, и на 1 апреля на складах скопилось продукции на сумму более 6 трлн. белорусских рублей. За это придется отвечать, и очень серьезно», — грозился наш руководящий стратег, усматривая причину оного безобразия в «неумении торговать и хроническом нежелании оторваться от руководящего кресла». Примерно в таком же ключе представил Александр Лукашенко и вопрос сланцевых газов: «Мы с премьер-министром недавно обсуждали вопрос о сланцевом природном газе. Вы его достали с Мясниковичем? — вопросил он Сергея Сидорского. — Нет, не достали. А недавно европейцы заявили, что с помощью сланцевого природного газа на треть в ближайшее время сократят поставки газа из России. Почему мы сидим? Если мы можем и это — давайте на этом направлении сконцентрируем денежные средства. Это же небольшие деньги». Похоже, и они саботажники, коль не спешат во имя благого дела оторвать свои седалища из мягких руководящих кресел. А иначе как называть мужчину, который, подобно старому анекдоту, «может, но не хочет»?
Что касается белорусского сельского хозяйства, то президент решительно заявил: «Мы переходим от дотационного сельскохозяйственного производства к рентабельному агробизнесу. Я когда-то обещал, а сегодня уверен, что в этом году и без дотаций государства в сельском хозяйстве будем иметь рентабельное производство». Дай Бог нашему теляти волка поймати, как гласит давняя народная мудрость. В этом плане мне вспомнился старый анекдот из серии про армянское радио советских времен. «Может ли слон получить грыжу?» — спросили у армянского радио. «Может, — уверенно ответило радио. – Если возьмется поднимать наше сельское хозяйство». Благое намерение. Тем паче с учетом тех средств, которые вгроханы в отечественные агрогородки. Остается согласовать лишь с небесной канцелярией, дабы оная подсуетилась по части погоды, чтобы снова не вышло по старой польской мудрости, что благими намерениями вымощена дорога в преисподнюю.
Привычно не удержался белорусский президент от искушения словесно попинать «так называемую «свядомую» оппозицию», попутно обратившись c традиционно присутствовавшим в Овальном зале западным дипломатам с призывом «не делать критерием наших отношений выборы в местные Советы. Если они придут к власти, они не знают, что делать». Похоже, наш вождь за полтора десятилетия своего правления напрочь запамятовал то обстоятельство, что до посадки в комфортное президентское кресло сам был всего лишь директором ничем особо не выдающегося совхоза «Городец».
На фоне киргизских событий и радушного приема Курманбека Бакиева в Минске пассаж белорусского президента прозвучал достаточно инвариантно: «Мы обязаны защитить нашу страну. Что бы это нам ни стоило. Они пусть знают, что в Беларуси невозможна эта стрельба. И знают нашу решимость. Я не проводил никаких совещаний, не дрожал за свою судьбу. Но мы сохраним и стабильность, и безопасность в стране».
Увы, не объять необъятного, и потому самое время прервать многотемную россыпь президентского послания, чтобы успеть ухватить хоть малую толику иных важных событий минувшей недели.
Самым существенным из них, бесспорно, является тот зримый продвиг в украинско-российских взаимоотношениях, который был достигнут на переговорах президентов Медведева и Януковича: Украина получит очень ощутимую скидку на газ (на 100 долларов при цене 330 долларов за тысячу кубометров и на 30% при другой цене), а Россия — досрочное продление аренды базы Черноморского флота — до 2025 года. Прорыв в российско-украинских отношениях ошеломительный и нарочито поучительный для Беларуси, что не преминул подчеркнуть сам Дмитрий Медведев 21 апреля на пресс-конференции в Харькове. Он заявил, что Россия готова предоставлять преференции, в том числе в газовой сфере, тем странам, которые являются партнерами на практике, а не только декларируют такое намерение. «Намерения сопрягаются с теми поступками, которые совершены. Если говорить о всякого рода скидках, о помощи, то возникает вопрос: во имя чего и за что. Это должно быть партнерство. Одно дело — реальное партнерство, а другое дело — декларирование намерения; одно дело — договариваться о том, чтобы по-серьезному работать, идти навстречу друг другу, помогать друг другу, а другое дело — принимать решение о приеме на постоянное место жительства людей, которые потеряли работу. Это разные вещи. Делайте вывод сами», — сказал Медведев.
Что сие означает? А то, что задуманная Минском политическая интрига с «элегантной президентской перезагрузкой» Курманбека Бакиева может обернуться весьма неприятными экономическими последствиям для организаторов этой затеи. Бакиев был доставлен в Минск в ночь на понедельник вместе с третьей, неофициальной супругой и двумя несовершеннолетними внебрачными детьми. 21 апреля Бакиев выступил с заявлением для прессы, а 23 апреля он провел с белорусскими, российскими и европейскими журналистами многолюдную пресс-конференцию, на которой известил, что не считает законной свою отставку и видит главной задачей возвращение своей страны в конституционное поле. Вот такое оно – президентское разновкусие: Медведев протянул руку помощи Януковичу, а Лукашенко – родственному ему по своей сути Бакиеву.
Выступая в минувшее воскресенье на избирательном участке, Лукашенко зачитал цитату Владимира Путина от 25 марта 2005 года: «Что касается возможности приезда в Россию Аскара Акаева, то мы не будем возражать». «Почему тогда это считалось возможным, а приехать нынешнему президенту в Беларусь – невозможно? – негодующе вопросил президент. — Медведев, видимо, обиделся на то, что Бакиев приехал в Беларусь, а не в Россию. Но, видимо, у Курманбека Салиевича были на то свои веские основания». Этот отлуп харьковскому пассажу Медведева белорусский лидер усилил напоминанием, что за базы под Ганцевичами и Вилейкой Москва платит «ноль рублей, ноль-ноль копеек, ноль долларов».
Кстати, о выборах. Увидев, что оба мои кандидата в местную власть идут на безальтернативной основе, я с легким сердцем проголосовал против обоих, хорошо между тем понимая, что при нынешнем положении вещей мой протест против избирательного циркачества обречен быть гласом вопиющего в пустыне. Ведь «Васька слушает, да ест», как следует по дедушке Крылову.
Ответить