Эту безрадостную ситуацию депутаты ПАСЕ комментировали не то чтобы из энтузиазма, а с откровенно удручающим минором. Они осудили новые случаи применения смертной казни, давление на независимые СМИ, на третий сектор, оппозиционные структуры и польское национальное меньшинство. Даже обычно воздержанная в этих вопросах Россия не удержалась на сей раз от искушения внести свои пять копеек, и ее депутат Сергей Марков разразился неожиданно эмоциональной речью об «очень трудном» диалоге между Беларусью и Советом Европы, критикуя ситуацию с поляками, невысокую конкуренцию на местных выборах и препятствия для распространения российских телеканалов.
Вынося свой вердикт и обсуждая возможные санкции, представители ПАСЕ спорили только об уровне визитов, которые следовало бы запретить, – любые или только на высоком уровне (как, кстати, в конечном итоге и было решено). Что при этом не вызывало сомнений, так это необходимость продолжать диалог и сотрудничество с белорусскими власть предержащими и гражданским обществом. Вода, как известно, и камень точит – руководствуясь этим мудрым утверждением, как и тем умозаключением, что политика изоляции ни к чему в конечном итоге не привела, депутаты призывали друг друга вести диалог, двигаясь навстречу поступающим из Минска сигналам.
Полную поддержку этой сдержанной и разумной европейской позиции продемонстрировала и заокеанская политическая элита. Нынешний глава Европарламента Ежи Бузек признался журналистской братии, что на встрече с ним госсекретарь Хилари Клинтон удивила его осведомленностью в белорусских делах и поддержала политику ЕС в отношении Беларуси. По утверждению Бузека, Клинтон согласилась с тем умозаключением, что парламентскую ассамблею «Восточного партнерства» (Евронест) нужно строить «на уважении общих ценностей».
Иными словами, Вашингтон решительно выступает против того, чтобы Минск в Евронесте был представлен исключительно депутатами национального парламента. Конечно, картина выглядела бы иначе, если б в состав нынешнего парламента входило хоть незначительное число представителей оппозиционных партий.
В свою очередь посольство США в Минске призвало белорусские власти непредвзято расследовать случаи нарушений в ходе местных выборов. Пресс-служба американской дипмиссии похвально отметила конструктивное решение белорусского руководства весной 2009 года начать диалог с представителями ОБСЕ, общественных организаций и политических партий о том, как можно улучшить избирательное законодательство. «К сожалению, это сотрудничество прекратилось так же неожиданно, как и началось. Избирательный кодекс был принят без какого-либо предварительного общественного обсуждения», — с укором признали демократолюбивые янки.
Что касалось нашей последней избирательной кампании, то заявление за всех сделало посольство Великобритании, которое представляет ныне председательствующую в ЕС Испанию. Белорусскую власть похвалили за намерение совершенствовать избирательные процессы и призвали продолжить работу над собой, любимой. Что касается плана работы над ошибками, то первым пунктом его фигурирует досрочное голосование.
В интервью БелаПАН британский посол Розмари Томас выразила озабоченность, что не все избирательные комиссии и исполкомы беспрекословно следовали букве избирательного законодательства. Парадокс этой ситуации заключается в том, что практически все иностранные дипломаты, которых великий и ужасный белорусский ЦИК соизволил аккредитовать в качестве международных наблюдателей, по вполне понятным причинам знали наш Избирательный кодекс и все вступившие в силу в начале года поправки лучше, чем те административные ратники, кто исполнял их на местах. Что, впрочем, не лишено логики, поскольку экзаменатор всегда должен владеть предметом значительно лучше экзаменуемого.
Тот факт, что в голосовании по резолюции о ситуации в Беларуси приняло участие всего 67 депутатов из 318, свидетельствует о том, какой части депутатского корпуса действительно интересны и важны наши проблемы. Но нам гораздо важнее другое: большинство из этого депутатского меньшинства, придерживаясь критической точки зрения, тем не менее высказалось за необходимость продолжения диалога. Соль в том, что оборвать его в данный момент очень легко, а вот снова вернуться к нему будет достаточно сложно.
Хоть ни у кого не вызывает сомнения, что рано или поздно многострадальная Беларусь все равно станет демократической страной, хоть 30 лет ожидания Европе не улыбается. «Мы же еще упрямей президента Лукашенко», — твердили в микрофон выступавшие депутаты. Впрочем, в стольном Минске совершенно согласны, что рано или поздно в Беларуси будет полная демократия, хоть с поправкой на национальные особенности и потребности. И никуда от этой перспективы не деться, придется идти навстречу пожеланиям Запада, дабы расширять сотрудничество. Вот только критерий приоритетов в умах белорусских чиновников сверстан с точностью до наоборот: лучше позже, чем раньше.
Нет сомнения, что вышеупомянутая резолюция стала шокирующей новостью для белорусских властей. В ответ наш мудрый МИД выступил с гневным заявлением, в котором признал, что «первое знакомство с текстом оставляет ощущение, что этот документ был принят импульсивно, под влиянием случайных факторов или колебаний политической конъюнктуры. ПАСЕ говорит о своей приверженности к диалогу с Беларусью и тут же принимает решение приостановить все контакты». В то время как старательно отыгрывающая свою дипломатическую партитуру Беларусь продолжает рассматривать «диалог как средство решения всех существующих вопросов, достижения взаимопонимания». Так кто кому дурит голову?
Докладчица комитета по политическим вопросам ПАСЕ Синикой Хурскайнен заявила, что главным поводом для внеочередных дебатов по Беларуси стало исполнение двух смертных приговоров в марте 2010 года, проведенное в «обстановке тотальной секретности». Следовательно, праведный гнев европейских демократов вызвал не столько сам факт смертной казни, сколько сознательная попытка втихаря провести исполнение приговора.
Из 67 депутатов ПАСЕ, принявших участие в вышеупомянутом голосовании, 58 поддержали решение, шесть высказались против и трое – воздержались. Несколько менее очевидной ситуация с голосованием стала выглядеть 30 апреля, когда глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев заявил информационным агентствам, что российские парламентарии голосовали против принятия резолюции госпожи Хурскайнен: «Мы не согласны со столь скоропалительными оценками и решениями Ассамблеи. Мы высказались за то, чтобы не ужесточать дальнейшие контакты парламента ЕС с Беларусью», — уточнил российский евросоюзный воевода Константин.
В итоге, если суммировать его высказывания с высказываниями Сергея Маркова, можно сделать ученый вывод, что самая главная вещь в белорусско-европейском диалоге – отношение России-заступницы к своей младшей сестре изменилась несущественно. Что здесь в траве пищит и какую главную цель видит перед собою Европа? Прежде всего, она жаждет сломать национальное законодательство о выборах и смягчить климат в стране накануне президентских выборов в Беларуси. А если не выходит ни так и ни сяк – тогда пусть будет просто никак.
P.S. В минувший вторник президент Беларуси подверг депутата Маркова суровой порке.
«В ПАСЕ российский депутат Марков проголосовал против Беларуси. Якобы выборы неправильные в Беларуси прошли, надо разобраться. Во-вторых, в резолюции призвали американцев, европейцев разобраться по вопросам соблюдения прав человека, по вопросам смертной казни», — заявил Лукашенко, встречаясь с губернатором Курганской области РФ Олегом Богомоловым.
В этой связи белорусский правитель сказал: «Как будто в России не так проходят выборы, как в Беларуси. Как будто с правами человека у нас хуже, чем в России».
Лукашенко заявил, что такая позиция российского депутата Маркова была донесена им до президента РФ Дмитрия Медведева во время последней встречи в Москве. «Для Дмитрия Анатольевича это было неожиданностью, и он сказал, что разберется», — отметил он с удовлетворением классного наставника, вызвавшего в учительскую родителя нашкодившего отпрыска.
Оценивая позицию российского депутата Маркова, Лукашенко сказал: «Понимаю, это уже шпильку надо было вставить… Но не надо выходить на международную арену и сор из избы выносить».
Ответить