Вот что сказал по этому поводу председатель ОО «Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры» Антон Астапович: «Дома «закопаньского» стиля постепенно уходят в прошлое, а в Бресте, в 1-м Минском переулке, сохранился целый ансамбль из двухэтажных строений. Сейчас вместе с Глубокским райисполкомом мы работаем над тем, чтобы сохранить буквально два домика, а тут их 7!».
Свой вариант сохранения этих домов предложила член Рады, профессор Белгосуниверситета Надежда Высоцкая: «Остаётся только одно: возможность музификации целого квартала. У вас — готовый материал, здесь – живая история, которая привлечёт сюда итальянцев, немцев, французов, евреев… А просто жить здесь нельзя».
Однако на эти доводы возразил зампред Брестского горисполкома Василий Ковальчук: «История здесь одна: срок службы этих деревянных домов – 50 лет. Они простояли как минимум с 1934 по 2010 год, то есть 76 лет. Сегодня все эти дома технически аварийные. Я не вижу никакой их ценности. Такие же дома и такого же стиля мы видим и в Высоком, и в Каменце, и в любом другом городе».
Но Надежда Высоцкая не сдавалась: «Не в любом другом: в Минске их нет, во всей восточной Беларуси – нет».
Доктор архитектуры и урбанистики, член общественной наблюдательной комиссии Минкультуры Ирина Лавровская спросила: «А есть ли обращения от еврейской общины в связи с использованием этого ансамбля?»
Надежда Высоцкая: «Из опыта работы с еврейскими диаспорами по миру о сохранении и восстановлении мест, где были гетто, синагоги, их школы, знаю, что, создан специальный фонд в Иерусалиме. Но ни одной копейки евреи в это не вложили. Поэтому уповать на то, что они вложат средства и в сохранение деревянного ансамбля в Бресте, не будем».
Василий Ковальчук: «Мы готовы рассмотреть любые обращения, но дайте предложения по финансированию. Ни одного такого предложения не поступило. Если кто-то из еврейской диаспоры видит здесь ценность, давайте будем обсуждать, за счёт чего их сохранить. Учитывая их негодное техническое состояние, их нужно сначала разобрать, а потом из новых материалов собрать в том же виде. А для этого нужны средства».
Главный специалист управления культуры облисполкома Леонид Нестерчук признался: «Мы в своё время допустили большую ошибку: не включили эти строения в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. А сейчас не знаю, что будем делать. Тогда здесь была бы охранная зона».
Ирина Лавровская: «А так в этой предполагаемой охранной зоне пошла деградация – появилась девятиэтажная коробка общежития госуниверситета. Когда выселяли отсюда последних жителей, они не хотели выезжать. Для жизни это пространство приемлемо, но жить тут в нынешних условиях невозможно».
Василий Ковальчук: «Земля здесь не продана, но людей отселили потому, что ещё при Союзе эти здания уже не соответствовали техническим и санитарным требованиям. В 2000-2002 годах они были признаны аварийными. А люди не хотели отселяться не потому, что им здесь очень нравилось. Причина – в другом. Эти дома были заселены довольно плотно, каждый хотел иметь отдельную квартиру. А жильё для переселения предоставляли не по норме, как для новосёлов, а согласно действующему жилищному законодательству – по площади прежнего договора найма».
В свою очередь член Рады, начальник управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Минкультуры Игорь Чернявский заявил: «Понимаю, что всё упирается в экономические вопросы. Но есть же такой не очень дорогостоящий способ: сделать комплексные научные исследования – архитектурно-археологические обмеры, зафиксировать их и составить научный материал.Есть и такой вариант: выставить эту территорию на аукцион с условием, что будущий инвестиционный проект должен включать в себя один-два дома, которые нужно сохранить и отреставрировать».
Сошлись на одном: в 1-м Минском переулке — уникальные здания, но они в ужасном техническом состоянии, и надо искать выход из этого положения.
В протоколе выездного заседания Рады в Бресте записали о проработке вопроса сохранения и использования в составе инвестиционного проекта хотя бы одного-двух строений по 1-му Минскому переулку. Но как впрячь в одну телегу историческое наследие и денежные проблемы города над Бугом?
Для бедных евреев эти деревянные двухэтажные дома были построены в 30-е годы прошлого века на средства их родственников, уехавших и заработавших деньги в Америке. В 1941-м году евреев загнали в Брестское гетто, а тут устроили лагерь для советских военнопленных. После освобождения Беларуси — с 1944 по 1948 год – здесь находился лагерь для военнопленных немцев.
Зампред Брестского горисполкома Василий Ковальчук: «А где взять деньги?»
Фото Юрия МАКАРЧУКА
Ответить