Газета подразделялась на официальную и неофициальную части (отделы). Редактором неофициальной части назначался кто-либо из губернских чиновников, за официальную часть отвечал столоначальник покрупнее калибром, а в целом за изданием надзирал лично губернатор. Это была идеальная имперская схема СМИ.
На существование такой рептильной прессы озорники братья Жемчужниковы и А.К.Толстой откликнулись в 1859 г. творением Козьмы Пруткова «Проект: о введении единомыслия в России», в котором, в частности, утверждалось: «Да разве может быть собственное мнение у людей, не удостоенных доверием начальства?! Откуда оно возьмется? На чем основано? Если бы писатели знали что-либо, их призвали бы к службе. Кто не служит, значит: недостоин; стало быть, и слушать его нечего… Единственным материалом может быть только мнение начальства. Иначе нет ручательства, что мнение безошибочно… Можно бы даже противодействовать развивающейся наклонности возбуждать «вопросы» по делам общественной и государственной жизни; ибо к чему они ведут? Истинный патриот должен быть враг всех так называемых «вопросов»!..»
А в примечании к сему провидческому опусу предлагается пара совершенно замечательных идей: «1) «Велеть всем редакторам частных печатных органов перепечатывать руководящие статьи из официального органа, дозволяя себе только их повторение и развитие», и 2) «Вменить в обязанность всем начальникам отдельных частей управления: неусыпно вести и постоянно сообщать в одно центральное учреждение списки всех лиц, служащих под их ведомством, с обозначением противу каждого: какие получает газеты и журналы. И не получающих официального органа, как не сочувствующих благодетельным указаниям начальства, отнюдь не повышать ни в должности, ни в чины и не удостоивать ни наград, ни командировок».
Ответить