Место ЧП находилось в районе остановки «Заозёрная», где через водопропускную трубу метрового диаметра, проложенную под автодорогой, со стороны пункта по перегрузке твёрдых бытовых отходов КУПП «Коммунальник» с огромной скоростью во весь объём трубы на земельные участки товарищества хлестала вода – с песком и булыжниками. Такого за все 19 лет существования товарищества не случалось: ранее труба была засыпана и не действовала.
В то несчастливое воскресенье по вызову Вячеслава Дробота сюда съехались представители городского отдела по ЧС, мелиоративных систем, «Водоканала», горрайинспекции охраны окружающей среды и других. Они констатировали, что случай затопления имеет место, и… разъехались. А вода быстро проделала путь в полтора километра — до полотна железной дороги. Но дальше уходить было некуда, и уровень её стал опасно подниматься.
Без поддержки техники, брошенные на произвол судьбы, вооружённые только лопатами и желанием защитить свои участки земли и дома, дачники отчаянно вступили в борьбу с сумасшедшей водой. Они стали лихорадочно прокапывать канаву, чтобы та уходила на луг. В канаве напор воды был настолько силён, что пришлось вытаскивать из канавы 37-летнего мужчину с лопатой, которого сбивал поток вперемежку с булыжниками. Потом они стали строить дамбы. Но какая дамба, сооружённая лопатами, устоит против напора воды?
Территория «Заозёрного», стиснутая между автомобильной и железной дорогами, стала эаложником стихии, сотворенной на этот раз не природой, а самим человеком.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям при Брестском горисполкоме, возглавляемая зампредом Василием Ковальчуком, констатировала: из 574 участков затоплено более 300. На самом низинном подворье Олега Самарцева, проживающего на ул.Светлой (участок 465), глубина воды достигла полутора метров! Диву даёшься: еще не один раз после этого тут побывала не одна комиссия, руководители разных ведомств, смотрели, качали головами, сочувствовали, а водоотводная труба в их присутствии как не в чём ни бывало «фонтанировала» более месяца, вливая всё новые кубометры воды, притом со стоками бытовых отходов пункта по их перегрузке, в тонущий дачный массив. Не предприняла ничего и начальник ДЭУ-21 РУП «Бреставтодор» Нина Сычук, сославшись на то, что это дорога Р-94 — республиканского значения, и она не может сама решать такие вопросы.
Наиболее сильные заливы товарищества пришлись также на 5 и 18 мая. Последний раз в присутствии самого Василия Ковальчука и сотрудника городского отдела по ЧС Олега Мартынова. В конце концов последний взял на себя смелость – распорядился подать машину с грунтом и засыпать (затампонировать) трубу, что и было сделано сотрудниками ДЭУ.
Что же всё-таки случилось в «Заозёрном»? В своём первом письме председателю товарищества (№ Ю 35-1/08 от 29.04.2010 г.) В.Ковальчук сообщил, что 12 апреля комиссия провела обследование территории товарищества и установила, что «поступление на данную территорию воды, скопившейся при таянии снега, произошло в связи с прочисткой трубы под автодорогой Брест-Влодава. Работы проводились силами ДЭУ-21 как профилактическое мероприятие по обслуживанию указанного участка дороги… снижение уровня воды происходит естественным путём (самотёком) через пониженные участки территории в дождевую канализацию».
«Профилактика» вышла боком, но возникает резонный вопрос: почему же, прежде чем прочищать водопропускную трубу и спускать туда накопившуюся воду, работники ДЭУ-21 не определили, куда пойдёт лавина воды, не ознакомились с ситуацией в дачном массиве с/т «Заозёрное» и не убедились, что там фактически отсутствуют водоотводные каналы? Такой подход к проблеме и людям члены товарищества называют не иначе как головотяпством, за которое виновным надо ответить.
Заместитель генерального директора РУП «Бреставтодор» по содержанию автодорог Сергей Панченко в своём ответе Вячеславу Дроботу добавил, что подтопление произошло из-за сбора дождевых и грунтовых вод со стороны военного полигона. Но не согласился с причиной потопа: «Ваше утверждение, что поступление воды на территорию с/т «Заозёрное» произошло в связи с проведением ДЭУ-21 профилактических работ по прочистке трубы под автодорогой… абсолютно не соответствует действительности. Данная водопропускная труба не была заиленной, никаких препятствий по затору трубы не было, следовательно никакой прочистки трубы в весенний период не проводилось». Так разберитесь, господа-товарищи, из-за чего затопило «Заозёрное»?
Пока чиновники спорят и бездействуют, вода до сих пор стоит и наносит непоправимый вред деревьям, земле, домам и постройкам. Жители говорят, что сады практически уже пропали, в опасности фундаменты домов и построек, которые постоянно стоят в воде. «Если бы работники ДЭУ-21 и в целом «Бреставтодора» отреагировали хотя бы в первые 4-5 дней и засыпали ту злосчастную трубу, такой страшной картины, как сейчас, не было, — считает Вячеслав Дробот. — Но этого сделано не было. А ведь сейчас растёт массовое возмущение: когда же закончится это безобразие? Кто ответит за нанесённый нам ущерб? Пускай создают комиссию и определят, кто виноват в такой ситуации».
Пострадавшие обратились в прокуратуру, откуда ответили: имеете право обратиться в суд с иском о возмещении причинённого вам имущественного вреда. Написали они и в Комитет госконтроля Брестской области — их обращение направили председателю Брестского горисполкома Александру Палышенкову.
Странно, что вопрос о мероприятиях по ликвидации подтопления территории садоводческого товарищества был рассмотрен более чем через месяц (13 мая) на заседании комиссии по ЧС при горисполкоме. На следующий день городской председатель комиссии написал областному — зампреду облисполкома Виктору Саковскому – письмо с просьбой выделить из спецфонда, связанного со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, 350 млн. рублей – на проектирование и устройство водоотводящего канала в районе садоводческого товарищества.
Представляете, сколько времени пройдёт, пока средства выделят, пока сделают проект, не говоря уже о строительстве?!
Отчаявшиеся дачники 31 мая зарегистрировали своё обращение к председателю облисполкома, а 1 юня сумели попасть на встречу к представителю Администрации президента Вадиму Ипатову, который вёл приём граждан в Брестском райисполкоме. По словам Вячеслава Дробота, тот уделил им 50 минут и был поражён бездействием и равнодушием местных чиновников к заботам простых людей: «Как это так?» Дал команду телевизионной группе ОНТ, которая его сопровождала, выехать на место бедствия и осветить ситуацию. Сюжет был показан в тот же день в 20.30. А пострадавшим сказал, что будет беседовать с первыми лицами города и области. «Я думаю, что мы сдвинем этот «камень» с места», — пообещал он напоследок. Посмотрим.
0 комментариев
Anonymous User
03.06.2010 в 15:44Панченко Сергей (РУП "Бреставтодор)
03.06.2010 в 15:44Водопропускная труба под дорогой была построена в 1956 году. Её предназначение пропускать воду с верховой стороны в низовую. За всё время существования она ни разу не «засыпалась», её отверстие было чистое и в осенний и в весенний период, о чём имеются записи в соответствующей документации. То что она была «засыпана» — это прямая ложь и вымысел журналистов. Кроме того, это не дорожники «собрали» воду она образовалась гораздо выше дороги, конкретно на военном полигоне. Разбираться надо откуда «в один момент» она пришла! А виноваты в затоплении те члены товарищества, которые самовольно засыпали существовавшие (с давних пор) на их территории водоотводные канавы и захватившие лишнюю землю.