После провала переговоров на уровне премьер-министров России, Беларуси и Казахстана в ходе заседания высшего органа Таможенного союза 21 мая (в кулуарах не скрывалось, что достичь договоренностей не удалось из-за неуступчивости белорусской стороны), казалось, что важных новостей с этого «фронта» в ближайшее время ждать не придется. Но не тут-то было: спустя ровно неделю в том же Санкт-Петербурге была проанонсирована новая встреча глав правительств трех государств. Правда, вскоре выяснилось, что премьер-министр РБ Сергей Сидорский вновь лететь в город на Неве не намерен. Как объяснил пресс-секретарь главы белорусского правительства Александр Тимошенко, «неучастие премьер-министра во встрече связано с сохранением разногласий по некоторым принципиальным вопросам».
Однако демарш Сидорского не привел к отмене переговоров с участием его российского и казахского коллег. Более того, Владимир Путин и Карим Масимов не только с ходу опровергли утверждение официального Минска о недостаточной подготовленности этой встречи, но и официально объявили, что Таможенный кодекс, как и планировалось изначально, начнет действовать с 1 июля с.г. Правда, сделано это будет на двухсторонней основе (с участием России и Казахстана), а Беларуси предложено присоединиться к достигнутым договоренностям. Затрагивая эту тему, Владимир Путин заявил: «Мы принимаем во внимание остающиеся разногласия с Беларусью в части порядка уплаты вывозных таможенных пошлин, в том числе на сырую нефть, нефтепродукты, и неготовность белорусских коллег ввести ранее согласованные таможенные пошлины и пойти на введение в действие второго этапа Таможенного союза с 1 июля».
Впрочем, российский премьер подчеркнул, что этот вопрос относится к формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) и не связан с запускаемыми механизмами Таможенного союза. После чего последовал намек, что очень долго ждать решений Минска Россия не собирается, упомянув, что РФ и Казахстан готовы вступать во Всемирную торговую организацию (ВТО) в двустороннем формате в том случае, если Беларусь не подпишет документы, связанные с созданием ТС
Реакция из белорусской столицы не замедлила себя ждать. Уже на следующий день пресс-служба правительства РБ распространила заявление, в котором заявила о намерении продолжить работу с российскими и казахстанскими партнерами по созданию Таможенного союза, подтвердив стремление к интеграции. Вместе с тем, подчеркивается в заявлении пресс-службы правительства, «Беларусь исходит из того, что предложенные нашими партнерами по Таможенному союзу изъятия из режима единой таможенной территории противоречат действующей правовой базе Таможенного союза, не согласуются с международными правилами и наносят ущерб интересам субъектов хозяйствования и граждан трех государств».
То есть, по большому счету, пока позиция нашей страны мало в чем изменилась. И это, похоже, лучше других понимают сами «переговорщики»: буквально сразу после встречи в Санкт-Петербурге 28 мая появилось сообщение о том, что Россия и Казахстан решили пересмотреть долю взимаемых таможенных пошлин. Ранее был достигнута договоренность распределять их следующим образом: Беларусь — 4,7%, Казахстан — 7,33%, Россия — 87,97%. Теперь же за РФ закрепляется 92,31% всех таможенных пошлин, а за Казахстаном — 7,69%. Учитывая, каким долгим и упорным был диспут правительственных чиновников трех стран, боровшихся за десятые доли процента при распределении этих пошлин, можно только догадываться, как теперь удастся белорусской стороне «отыграть все назад».
На фоне «особого мнения» нашей страны в части перспектив создания ТС достаточно неожиданно прозвучали откровения Александра Лукашенко по поводу возможной продажи контрольного пакета акций «Белтрансгаза» и Мозырского нефтеперерабатывающего завода в обмен на поставки газа и нефти по внутрироссийским ценам. Хотя президент РБ не преминул заметить, что сделать это он готов «за хорошие деньги», многие эксперты восприняли это заявление как шаг навстречу российской стороне, чтобы попытаться сгладить «таможенные» противоречия. Вот только официальные лица в самой России восприняли сей жест сдержанно: к примеру, вице-премьер Игорь Сечин объяснил, что вести переговоры о стоимости контрольного пакета акций «Белтрансгаза» очень тяжело. «Мы считаем, что и за 50% переплатили», — заметил куратор топливно-энергетического комплекса в российском правительстве. А «Газпром» устами своего официального представителя Сергея Куприянова и вовсе дал понять, что обсуждать подобные предложения готовы только после того, как Беларусь погасит свои долги за уже поставленный российский газ. Так что «недолет» Сидорского в город белых ночей еще может ой как аукнуться для экономики нашей страны, и так переживающей далеко не блестящий период.
Ответить