— Мой первый вопрос – что выбирают белорусы для отдыха в этом сезоне?
— Спектр остался тот же. Просто изменилось соотношение в выборе, белорусы стали более экономными – наверное, в ходе мирового финансово-экономического кризиса, который еще длится и ощущается, и не только у нас. В Европе он четко проявился и повлиял на выбор отдыхающих. Европейские страны привлекательны для них, исключение – только Румыния в силу своей неорганизованности, в первую очередь (сегодня надо прямо называть причины). А в целом отдых стал дешевле по сравнению с прошлым годом – надо об этом тоже говорить для потребителя. Страны резко сблизились в ценовом диапазоне, то есть сегодня у потребителя большой выбор за один и тот же бюджет. А народ отреагировал на это следующим образом: стали отдыхать дешевле примерно на 30% и стали это делать короче. Те, кто проводил его две недели, сегодня укладывается в 10 дней. Те, кто отдыхал 11-10 дней, стараются уложиться в неделю, благо сетка сегодня это позволяет делать.
— Какие формы отдыха наиболее популярны в народе?
— Короткий, уикендовый отдых больше всего нравится белорусам в самостоятельном исполнении, без участия турфирм. Это то, что мы называем «маевка» на лоне природе.
Если мы хотим получить больше комфорта и сервиса, в таком случае есть возможность уикенд провести на территории Украины, убив двух зайцев.
Далее, автобусные туры, чисто экскурсионные, пользуются спросом – в том числе в летний период, когда можно посмотреть ближнее и дальнее зарубежье.
А если говорить о лете, то 90% брестчан стремятся к морю и солнцу, как бы ни привлекательны были реки и озера. На сегодняшний момент море и солнце – это Турция, самое востребованное направление, где лучше всего сбалансированы цена и качество. Это также Египет, Болгария, страны Средиземноморья – Хорватия, Черногория.
— А Крым?
— Замечательное направление, всегда пользуется спросом у определенного сегмента туристов. Но, к сожалению, с каждым годом Крым становится все менее и менее доступным. Я говорил уже, что в странах Европы ценники для потребителя резко сблизились. А потребитель и по отзывам, и по личному опыту прекрасно знает, что его ожидает в Крыму, и предпочитает доплатить и выбрать другую страну. Это грустно, но это справедливо.
— Как Вы оцениваете возможность белорусов отдохнуть в местных здравницах?
— Начнем с того, что на территории нашей родины не увеличивается количество учреждений отдыха. Второе: процесс их качественного подъема очень медленный. Процент наших отдыхающих в этих учреждениях весьма низок в силу того, что для многих белорусов – условно говоря, бюджетных белорусов, с низким доходом – этот отдых дорог, а для россиян дешев.
Сегодня сутки пребывания в такой здравнице стоят примерно от 57-65 тысяч рублей по минимуму, то есть это только проживание и питание.
Легко посчитать, будет ли этот отдых по карману большинству белорусов.
Для брестчан, например, этот отдых был доступен на ранних стадиях, когда процесс только-только раскручивался: тот, кто хотел уложиться в этот бюджет в летний период, он это сделал в марте – начале апреля. После 15 апреля практически санатории Беларуси были заполнены. Это касается и тех санаториев, которые имеют взрослую специализацию, и тех, что специализируются на детском отдыхе. Естественный процесс, он повторяется из года в год.
— То есть все наши правительственные указы и призывы развивать туристическую отрасль остаются на бумаге?
— Должна расти инфраструктура. Если она не растет, если я или вы как обычные граждане не замечаем этого роста – в придорожном варианте, когда мы путешествуем хотя бы в своем регионе и не видим новых кафе, новых точек отдыха – мы по-прежнему вынуждены отдыхать в таком дикарском варианте у наших прекрасных речек и озер. Когда появляются добавочные места отдыха, тогда у нас появляется больше возможностей. Сегодня роста инфраструктуры просто нет, и естественно, откуда взяться росту количества отдыхающих? Спрос есть, а предложений не становится больше.
Мне трудно найти глубинную причину. Для нас, как продавцов своего продукта, очень важно, чтобы этот продукт был. Когда он возникнет, он будет продан, потому что на рынке такой товар, как оздоровление, лечение, отдых, познание, в том числе, своего края, – это все востребовано.
— Что может оптимизировать турбизнес в наших пенатах?
— Модное слово — «инвестиция». Я люблю свой край, люблю все славянское, это касается и наших соседей – Украины. Есть возможность сравнить: у них рост инфраструктуры как государственной, так и частной наблюдается повсеместно. Они должны быть, эти инвестиции. Без них базы отдыха, туристические, оборудованные места отдыха, точки питания не появятся.
Вот нам сегодня инвестиций и недостает.
— Сейчас на слуху направления – этно-, агро-, экотуризм. И даже экстремальный туризм, когда стремятся жить в хатах без электричества, с земляным полом.
— Если речь идет о пребывании в таких усадьбах, то необходим минимальный европейский комфорт. Простой пример: выпить воды из колодца. А какое качество воды в нем? Ведь существуют санитарные нормы, отсутствие которых может привести к определенным негативным последствиям для гостей. Конечно, экзотика может и должна присутствовать. Гость может взять в руки косу, он может попробовать ковать рядом с кузнецом, пользуясь подсказками. Но жить он должен безопасно, питаться – без ущерба для здороья, потому что из всего этого будет складываться результат.
Сегодня агроусадьбы живы отзывами тех, кто их посещает. Мы контактируем с несколькими. И динамика, и статистика наша проста: там, где отзывы людей положительные, такие агроусадьбы работают нон-стоп, они постоянно востребованы, несмотря на полное отсутствие рекламы.
Отношение продавец-покупатель, хозяин-потребитель выстраиваются предельно просто, по формуле, где соотносится цена-качество. Потребитель приходит к нам с выводами, называя определенное место отдыха, четко сформировав бюджет, он говорит: «Я хочу получить в этом же бюджете более качественный отдых». Нет среди продавцов неприятелей своего собственного государства, любое государство заинтересовано в том, чтобы приезжали отдыхающие, оставляли деньги, развивалась инфраструктура. Но если потребитель сам разворачивается в сторону своих ближайших соседей, если он видит, например, что отдых в Карпатах, в небольшом уикендовом формате, сегодня дешевле, качественнее, интереснее, значит, нам нужно задуматься на государственном уровне об этом: о причинах оттока отдыхающих, валюты, капитала – и сделать правильный вывод. Объявленная на уровне государства политика в туристическом направлении правильная: у нас есть возможность зарабатывать деньги на въездном туризме. Но в него нужно вкладывать деньги. Если не может государство, значит, нужно делегировать часть этих полномочий бизнесу, давать реальные послабления, развивать инфраструктуру в комплексе.
— Где у нас учат на операторов турбизнеса?
— На практике, на базе туристических фирм – лучшее обучение.
Сегодня темпы роста, скорость нововведений в турсфере в разы, кратно опережают нашу систему образования. Поэтому молодежь ощущает это моментально. У нас высочайшие требования к их обучению, к простым техническим моментам — пользованию персональным компьютером. Сегодня знание Интернета, его особенностей стоит на первом месте – как базовое знание специалиста. Естественно, нужны глубокие знания географии, экономики, истории и культуры.
Можете себе представить, что мы отправим человека на отдых в Африку, не предупредив его об особенностях региона? Сегодня менеджер все об этом должен знать. Наша высшая школа находится в огромном отрыве от того, что реально происходит на туристическом рынке. К большому сожалению, этот разрыв увеличивается — мы это чувствуем по молодежи, которая к нам приходит на практику, стажировку. Мы обучаем ребят, они любознательны, хотят научиться. Значит, нужен приток специалистов-практиков в высшую школу.
— Как Вы сами любите отдыхать?
— Никак. Отдых был раньше. Сейчас это сочетание отдыха и работы. А в семейном составе это практически не удается много лет. Специфика такова, что мы, туроператоры, имеем возможность по-настоящему отдыхать тогда, когда образуются в сезоне «мертвые» зоны: от недели – до 12 дней, легкое затишье.
— В июне они бывают?
— Нет, абсолютно. Включительно по ноябрь это будет исключительно напряженная работа. Пик спроса в этом сезоне пришелся на май. В нашем регионе он и в июне удерживается в этой точке – мы на пике спроса. Спроса сиюсекундного и с запасом времени. Люди классно отреагировали на эту формулу «цена-качество»: они понимают, что чем раньше они организуют отдых, тем меньше у них будет финансовых потерь.
— А бывает выгода от «горящих» путевок?
— Мы стараемся не обманывать нашего потребителя. Потому что на самом деле слово «горящая» — провокационное. Любой «горящий» тур грамотный, профессиональный менеджер покажет потребителю в обычной ценовой сетке. То есть то, что позиционируется как «горящее», оно есть в открытой продаже.
Ответить