— Я военный пенсионер. Пару лет назад купили с семьей домик, пытаемся привести в порядок прослужившее не один десяток лет жилье, – огорченно рассказывал бывший десантник Владимир Крупа. – Тот же забор поставить – бревна распилить негде. Обращались в местное хозяйство за техникой, чтобы распахать заросшую целину (лошадь не возьмет), нам отказали. Президент Александр Лукашенко часто повторяет: «Надо обустраивать деревни». Но у нас ее губят…
В далекие послевоенные годы численность населения в Богдюках достигала почти четырех сотен. На сегодня прописано в сельском Совете 25 жителей. Если добавить пару десятков переехавших из города, получится немногим более сорока человек.
В те упомянутые нами времена уживались в большом селении поляки и белорусы. Знаком уважения и согласия – четыре креста вдоль всей деревни: два католических и два православных. Память о прошлом и напутствие потомкам.
К сожалению, многие традиции не сохранились, время изменило уклад деревни, отношения людей друг к другу. Переселившихся в Богдюки горожан местные жители окрестили почему-то «новыми русскими», хотя переехали они всего-навсего из областного центра. Видимо, привыкшим терпеливо сносить все житейские трудности деревенским старушкам не понять приезжих в их стремлении жить лучше, не покоряться обстоятельствам.
Не сидят сложа руки бывшие горожане. Приводят в порядок, обустраивают подворья. Глядишь, и заборчики обновились, и всякая живность, вплоть до целого стада овец, гуляет по двору. Оживает потихоньку деревенская улица.
Казалось бы, данное обстоятельство надо положительно воспринять местной власти, сельскому совету. Но излишняя активность новоселов никак не радует его председателя Ирину Андрейчук:
— Они (приезжие. — Авт.) пришли со стороны. Колхоз не будет с ними няньчиться. У сельхозпредприятия нет лицензии для оказания услуг частным лицам. Требуют многое. Хотя бы то же освещение. У нас нет возможности освещать каждый хутор. Жалуются, что спилили дуб. Его спилили потому, что аварийный был…
Ирина Михайловна пояснила, в чем состояла аварийность дерева. Оказывается, оно тянулось ввысь и ветвями образовывало тень на крыше магазина, которая и без того прохудилась, но год назад ее отремонтировали. Однако магазин все равно закрыли, по предписанию районного МЧС. Нынешней весной, уже после закрытия магазина, спилили и дуб. Остался обрубок дерева, заваленный неубранными ветвями. Рядом магазин, где на двери подгнившего крыльца висит замок.
Сейчас Богдюки обслуживает автолавка Жабинковского райпо. Два раза в неделю в назначенное время сельчане спешат к автомагазину, чтобы закупить кое-какие продукты. Многих из них — и тех, кто не так давно здесь поселился, и доживающих свой век коренных жителей — качество товара и то, как он продается, не всегда устраивает. Староста деревни Мария Оверчук по поводу автолавки сказала следующее: «Все запаковано. Если хочешь половину того, что в целлофановом пакете, не дадут».
Многодетной маме Татьяне очень нужны для малышни молочные продукты, но купленное в автолавке молоко, по ее словам, быстро прокисает. На предыдущей неделе, сказала она, и вовсе не привозили в деревню ни молоко, ни кефир. В Богдюках, где нет ни школы, ни сельского клуба, магазин был, по выражению старосты, опорой, где можно собраться, обсудить дела и просто пообщаться.
— Если бы была перспектива, — прокомментировала ситуацию председатель райпо в Жабинке Ирина Шейко, — почему бы и не открыть магазин в Богдюках? Но представьте, выручка за месяц составляет не более двух миллионов, а нам для его ремонта необходимо вложить около 100 млн. рублей. Ни МЧС, ни санстанция, ни другие службы не разрешают нам открывать эту точку. Да и найти продавца – проблема. С прошлого года мы отправляем туда автолавку. Специально держим фасовщика для расфасовки продуктов, поскольку проезд по сельской дороге сбивает весы. Машина оборудована новыми холодильниками. Я не думаю, чтобы возникали серьезные проблемы по качеству продуктов. Тем более, что двумя автолавками мы обслуживаем пятьдесят семь деревень в Жабинковском районе. Потребкооперация призвана обеспечивать сельского жителя.
И все же для полной ясности пришлось позвонить водителю Владимиру Панасюку. Его автомагазин обслуживает дальнюю точку района – Богдюки.
— Я еду 20 минут, а стою 30 и более. Холодильник работает от двигателя, машина едет – он включается. В такую жару трудно довезти молочные продукты.
Альтернативы райпо в ближайшее время, однако, нет. Так считают и сами чиновники. При низкой покупательской способности населения никакой частник в отдаленные деревни не поедет. В таком случае по поводу открытия магазина в Богдюках стоило бы прислушаться к мнению председателя Жабинковского райпо Ирины Шейко: «Если бы это здание выглядело как социальный центр, мы согласны внести свою долю в его реконструкцию».
Когда-то здесь жили…
Ответить