Еще не так давно средиземноморской Швейцарией называли и Ливан – до того времени, пока палестинцы при поддержке сирийской армии не сцепились на его территории с израэлитами. И уж совсем еще недавно на почетное звание среднеазиатской Швейцарии претендовал и Кыргызстан — за живописные горы, за казавшиеся необратимыми и наибольшими на фоне других стран региона достижения национальной демократии и благополучное общежитие под кроной одного государственного древа.
Увы, желаемое оказалось далеким от действительного. В данный момент по оценке ООН 250 тысяч жителей Кыргызстана вынуждены были покинуть свои дома и искать убежища по причине жесточайшего межэтнического конфликта, вспыхнувшего на юге страны с 5,5-миллионным населением. Но сие вовсе не означает, что эти данные полностью адекватны происходящему, ибо по разным данным только на территории Узбекистана уже скопилось около 400 тысяч беженцев из соседней страны, включая «попавших под раздачу» граждан России.
И хоть временное правительство, возглавляемое мадам Отунбаевой и провозгласившее себя новой властью, тем самым приняло ответственность за ситуацию в стране, взять под контроль киргизскую часть Ферганской долины в должной степени не сумело. В результате чего Минздрав республики заявил в минувшую среду о примерно 200 погибших в Ошской и Джалал-Абадской областях и почти 2 тысячах раненых. «Мы считаем, что количество жертв необходимо умножить в несколько раз», — в смятении заявила руководящая киргизская дама, агитируя жителей столицы прийти 27 июня на референдум по новой Конституции.
Как Балканы всегда были пороховой бочкой Европы, так и Ферганская долина по здравом размышлении является гремучей смесью народностей, героина и религиозных течений и совсем не напрасно привлекает к себе пристальное внимание господ исламских радикалов. На 70% сожженный город Ош мало чем отличается от других населенных пунктов киргизского юга. Вместе с тем из заявления Аналитической международной кризисной группы (базирующейся в Брюсселе), касающейся ситуации в Киргизии, однозначно следует, что еще огромное количество стрелкового оружия остается на руках населения, расставаться с которым оно не торопится вследствие своей возбужденности и озлобленности.
Свергнув Бакиева, киргизские жаждущие власти демократы тем самым выпустили кровожадного джинна из бутылки, и теперь уже по утверждению ряда газет речь идет о гибели в южнокиргизской бузе около 2 тысяч человек и ранении еще около 3 тысяч. В сочетании с вышеприведенным признанием Розы Отунбаевой эта мрачная цифирь очень похожа на правду.
В страстном желании легитимизировать свое существование, прорвавшиеся к власти киргизские демократы идут на все тяжкие ради проведения плебисцита: отменен нижний порог явки избирателей, до предела упрощена формулировка самих вопросов в бюллетене, улицы городов пестрят призывами идти на референдум, ибо «голосование – долг каждого гражданина». По сути дела, для признания референдума состоявшимся, новую редакцию Конституции – действующей, а Розу Отунбаеву – легитимным президентом, при таком раскладе достаточно, чтобы на каждый участок пришел всего десяток избирателей, шесть из которых вынесет вердикт «да».
Между тем Азимбек Бекназаров, курирующий работу прокуратуры и следственных органов, гневно «наехал» на президента Казахстана, предусмотрительно закрывшего ряд участков совместной границы во время киргизских беспорядков, грозясь в отместку национализировать казахские пансионаты на берегу Иссык-Куля. Хоть судьбами российских беженцев, оказавшихся после массового исхода в Узбекистане, занимается посольство РФ в Ташкенте, российским гражданам, в отличие от китайцев, массово вывезенных на историческую родину китайской военной авиацией, или евреев, эвакуируемых Израилем, подобный уровень сервиса и заботы соотечественников даже не снился.
Хотя Россия подкинула батальон десантников для укрепления охраны своей военной базы в Канте и ее сотрудников, откликнуться на просьбу Кыргызстана о введении войск она не в состоянии прежде всего по причине нелегитимности новой власти. Ведь миротворческие операции в конфликтных регионах разрешается проводить только по международному мандату (обычно ООН). Соль в том, что Россия связала себе руки еще в середине 1990-х годов, когда в Югославии началась такая же этническая резня, как сейчас в Киргизии, и НАТО для прекращения гуманитарной катастрофы ввело на Балканы свои войска, Москва резко осудила решение атлантистов, аргументируя это отсутствием санкции ООН. Теперь история повторилась с точностью до наоборот – и рад бы в рай, да грехи не пускают, поскольку в два счета атлантисты обвинят в двойных стандартах, как любит обвинять своих оппонентов с той стороны Александр Лукашенко.
Что до судьбы экс-президента Курманбека Бакиева, то 15 июня официальный представитель белорусской Генпрокуратуры Петр Киселев возвестил окружению: «Запрос киргизской стороны о выдаче Бакиева оставлен без удовлетворения». Он ссылается на подпункт Е пункта 8 Кишиневской конвенции о правовой помощи 2002 года, согласно которому выдача граждан не происходит, если есть основания полагать, что запрос связан с преследованием лица по расовым, религиозным или политическим мотивам.
В ответ зампредседателя Временного правительства Кыргызстана Азимбек Бекназаров, комментируя официальный отказ Генпрокуратуры Беларуси, пригрозил: «Мы будем настаивать на экстрадиции Курманбека Бакиева в Кыргызстан через международные суды». Хотел бы я посмотреть, как получится у Азимбека благая затея затаскать нашего Александра Григорьевича по судебным инстанциям международного уровня, которые он вследствие своего менталитета «в телевизере видал».
А 17 июня английская газета The Times сообщила, что сын экс-президента Максим Бакиев попросил политического убежища в Великобритании, поскольку 32-летний отпрыск недавнего вождя Кыргызстана Бакиев-младший претендует на статус политического беженца, хоть киргизские власти объявили его в розыск по линии Интерпола. Посол Кыргызстана в Туманном Альбионе Курбан Мамбеталиев уверенно заявил, что шансов добиться выдачи Максима Бакиева на родину крайне мало. Прежде всего потому, что Великобритания не подписала с Кыргызстаном соглашения о выдаче задержанных лиц. «Такое соглашение у Великобритании имеется лишь со странами Еврозоны, а Кыргызстан, как известно, в нее не входит», — пояснил дипломат, пояснив руководству своей страны, что давить на суд бесполезно, потому что он никому не подчиняется.
Тем не менее не исключено, что история с выдачей Максима Бакиева превратится в серьезный геополитический торг и жуткий триллер со многими составляющими. Придется британской Фемиде поднапрячь форму лица, чтобы убедительно доказать свою независимость. А в то же время Россия, как бывшая метрополия, ощущающая свою ответственность за бывшие окраины, но от имперского статуса не отказавшаяся, реагировать на киргизский беспредел будет вынуждена. Иное дело, что ни одно из принятых ею решений не будет моральным и этнически оправданным, поскольку в любом случае будут жертвы, будут недовольные, будут осуждающе таращащиеся в экраны компьютеров высоколобые умники.
Ответить