Самой острой темой для Беларуси была и будет нефть и нефтепродукты. Те 6 млн. тонн нефти, которые нам отпускаются беспошлинно, только-только покрывают внутренние потребности, а то, что сверху, столь необходимое нашим нефтеперерабатывающим предприятиям, будет облагаться экспортной пошлиной, как минимум, до создания Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории ТС. И хотя вице-премьер А. Кобяков заявил, что как только Беларусь ратифицирует документы по ЕЭП, экспортные пошлины на нефтепродукты будут отменены, — верится в это с трудом по нескольким причинам.
Во-первых, возможно ли подписание нашей страной документов по ЕЭП в одностороннем порядке, тогда как они ещё не отрегулированы и, тем более, не подписаны и не ратифицированы Россией и Казахстаном?
Во-вторых, в России есть серьезные силы, которым не по душе некоторые положения ТС и ЕЭП. Они будут искать любые возможности, чтобы или заморозить начатые изменения, или направить их в нужное себе русло, или подогреть ситуацию так, чтобы вдрызг рассорить «союзников». За примерами ходить далеко не надо. Ещё не остыли страсти от так называемого “газового конфликта”, возникшего вдруг и не пустом месте, как накануне подписания ТС государственный телеканал “Russia Today” и газпромовский НТВ произвели гейзерный выброс компромата на А.Лукашенко, что, на мой взгляд, носило явно заказной характер.
Спорных вопросов возникает много, начиная с таможенного регулирования в рамках ТС, унификации технических регламентов, валютной политики и многого другого. Борьба будет серьёзной.
Ну не получилось у нас добиться беспошлинного получения нефти от России, обиделись россияне, что не продала Беларусь Мозырский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы, но зато отстояла на год собственные пошлины на автомобили и регулирование национальным законодательством режима торговли со странами, не входящими в Таможенный союз, — тоже на год.
Кто-то говорит, что Беларусь капитулировала перед Россией, подписав ТС. Но давайте смотреть правде в глаза. Для нашей страны полностью открываются обширнейшие рынки сбыта своей продукции, и это уже огромный плюс. Учитывая, что все серификаты и протоколы исследований по техническим требованиям, полученные в наших испытательных лабораториях, действительны на всей территории Таможенного союза, нам теперь не грозят никакие “молочные”, “мясные” и другие “войны”. А ведь 90% всего продовольственного экспорта Беларуси идёт в Россию. Поэтому, несмотри на существующие разногласия, — надо договариваться и идти на компромиссы. В данном вопросе не может быть победителей и побеждённых, должны быть только союзники. Умные головы это понимают.
Таможенный союз — лишь первый шаг на пути к созданию единого экономического пространства. Далее будет разработка около 20 договоров и принятие их двумя пакетами. Первый – состоит из 14 документов, которые должны быть приняты до конца нынешнего года и вступить в действие к 1 июля 2011-го. Эти документы устанавливают создание необходимых условий для обеспечения свободного движения капитала и рабочей силы, реализации единых принципов и правил деятельности естественных монополий, единых норм конкурентной политики.
Второй пакет состоит из шести документов по общим принципам валютной политики, условиям доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, железнодорожного транспорта, транспортировки нефти и газа, основ тарифной политики и ценообразования. Документы второго пакета должны быть подписаны до 1 июля 2011-го и введены в действие до 1 января 2012 года.
Как это будет реализовываться на практике – вопрос сложный. Я думаю, хорошо понимает это и А.Лукашенко, осторожно резюмировавший в Астане подписание ТС: “Поживём — увидим”.
Д.Медведев более оптимистичен: “Мы фактически приблизились к очень высокому уровню интеграции. Сегодня есть Таможенный союз, он начал действовать. Впереди сотрудничество по линии ЕЭП, ну, а в будущем – это, по сути, общий рынок, и я думаю, в конечном счёте, создание основ совместного валютного пространства”.
Как-то этот оптимизм не внушает доверия. Подтвержение тому – ситуация на белорусско-российской границе. Водители машин корреспондентам рассказывают, что если с белорусской стороны пропуск автомобилей свободный, то с российской стороны всё осталось так же, как и раньше. Из этого следует, что создание Таможенного союза не означает начала его полноценного функционирования, а, учитывая, что на наши страны смотрят Таджикистан, Киргизия и Украина – с рассмотрением возможностей вхождения в ТС — хотелось бы, чтобы всё проходило быстро и гладко.
Ответить