1.
Этот замечательный фантастический роман американского автора вспомнился мне в связи с недавней акцией БРСМ, проведенной в Минске. О ней оповестило информагентство БелТА: «Сегодня минчане и гости столицы смогут стать очевидцами и участниками перформанса «ОСТОРОЖНО! ВОНЯЕТ КАнаЛ НТВ!», который будет проходить у центрального входа в Комаровский рынок».
Представление действительно состоялось. Очевидцы наблюдали, как группа молодых людей в костюмах химзащиты на июльской жаре пялилась в «энтэвэшный» телевизор на площадке, имитирующей комнату. Протестовали молча, героически поглядывая в прорези масок. В дискуссии не вступали. Иногда отвечали на вопросы любопытствующих прохожих. Как выяснилось, никто из лицедействующих не видел тот фильм, из-за которого им пришлось потеть.
«Почему? — спросил себя Язон. — Откуда эта исступленная ненависть направленного действия?» — это снова Гаррисон, в романе которого противостоят живущие в городе-крепости «жестянщики» и обитающие в дебрях планеты «корчевщики». Те и другие – потомки земных колонистов, однажды разошедшиеся по разные стороны непримиримой стены. А тут еще город осаждают местные твари, постоянно мутирующие и ужасно агрессивные. В общем, полный раскардаш. Примерно как у нас в Беларуси – в отношениях как с Россией, так и с внутренней оппозицией…
Напомню, из-за чего в последние дни разгулялся адреналин не только в стане БРСМ.
Как известно, политика, в том числе информационная, есть концентрированный вид экономики. Минувшее недели да и месяцы этого года прошли под знаком жесткого перетягивания вопросов по нефти и газу между Беларусью и Россией. Славянские «корчевщики» и «жестянщики» не ограничились кулуарными дискуссиями – ценовые споры выплеснулись наружу, на экраны ТВ, на страницы газет, в интернет-пространство. Полетели мухи и котлеты, пироги, блины и масло – прямо как в кинофильме «Веселые ребята» с Утесовым и Орловой. Намеки, обмен уколами со стороны лидеров государств, окопы и землянки – пошла писать губерния! На запах жареного подтянулись CNN и Euronews, белорусский чабор зацвел на первых страницах мировых изданий. А тут еще батька родной не выдержал – написал жалобу на «Газпром» в газету «Правда», а для пущей убедительности продублировал ее же восьмидесяти ведущим российским бизнесменам-буржуям, за что был тут же обозван «спамером». Конечно, как однажды сказал Бродский, «власть – плохой стилист». Но зачем же стулья ломать? И какие ж надо иметь нервы нашим дерэжавопредержащим, чтобы не вспылить, а спокойненько поехать в Астану на кумыс к Нурсултану Абишевичу заключать таможенную дружбу на веки вечные?
Казахская газета «Республика» в тот день уже сообщила: «В преддверии саммита ЕврАзЭс одновременно два российских телеканала выпустили в эфир документальные фильмы с обвинениями в адрес Александра Лукашенко, которые вызвали широчайший общественный резонанс. Фильм «Крестный батька» вышел в эфир телеканала НТВ в воскресенье, 4 июля. В тот же день государственный телеканал Russia Today продемонстрировал сюжет «Последний диктатор Европы». Главным героем обеих передач стал Александр Лукашенко, выставленный в самом неприглядном виде. В самой Беларуси фильмы в эфир не попали, но их уже можно свободно посмотреть в Интернете».
Но – кыш, мухи! Их назойливое жужжание можно и перетерпеть, если в тот же день политика и экономика заключили друг друга в жаркие обьятья: «5 июля, Астана /Владимир Матвеев — БЕЛТА/. Таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты будут сняты для Беларуси после подписания и ратификации нашей страной всего пакета документов по созданию Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Об этом сегодня в Астане сообщил журналистам вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков». Дополнительно сообщалось, что это может произойти без излишней волокиты и достаточно скоро.
А вот за базар кому-то придется ответить. Пошел уже поиск козлов-отпущенцев. Один из командармов нашего идеологического фронта академик Анатолий Рубинов так обозначил диспозицию в газете «Советская Белоруссия»:
«Непрекращающиеся грубые медийные атаки на Президента, на нашу страну, которые стали «фирменным стилем» крупнейших московских СМИ, вызывают возмущение. Это клевета и оскорбление всего белорусского народа, это недопустимое хамство, неприкрытое имперское давление на суверенную страну. Такая степень бесцеремонности и агрессивности руководящих российских политиков, которые режиссируют эти гнусные атаки, вызывает гораздо более сильные чувства, чем недоумение. Например, вполне прагматичный вопрос: а надо ли нам вообще сотрудничать с подобного рода «каналами», которые поставили своей целью травлю и унижение белорусов?..»
Держитесь, «жестянщики»! «Корчевщики» готовят ответный удар.
2.
После написанного выше прошла всего лишь неделя – и «удар» последовал. Но публика, ожидавшая какого-либо серьезного хука слева на информационном ринге, зашикала и зароптала. К прежним котлетам и пирогам со славянскою начинкой добавилось всего лишь грузинское хачапури, к тому же плохо приготовленное, без должной остроты. Я имею в виду показанное в четверг по БТ интервью с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Было оно каким-то торопливо-нервическим, странным по тональности: «А что вы, ребята, вообще от меня хотите? Щелкнуть по носу Медведева? Так это я пожалуйста. Мы же теперь в одной лодке с батоно Лукашенко…». Этакое лобби обиженных. Ну и что теперь скажет Валерия Ильинична Новодворская, симпатизантка Мишико? Куда смотрит московско-нижегородский мсье Немцов? Белорусский Лебедько уже махнул крылом на Саакашвили, испытав досаду разочарования после просмотренного интервью. Даже КПРФ гласом Харитонова крякнула обескуражено – эк, дескать, куда понесло грузинский челн…
А вот вам нате! Энтэвэшный угол ринга бодро вскинулся в пятницу с боевым кличем: «Бей буслов, спасай Россию!» — и показал кузькину мать, то есть «Крестного батьку – 2». Публика офигела, особенно в белорусском секторе Интернета, хотя и подвергла фильм некоторому остракизму за повторы уже виденного. Публика ждала большей крови, ну, как в боях без правил или уличной рукопашной, где и дрын не помеха молодецкой забаве.
А что дальше? А дальше – уборочная страда. Уноси готовенького — называется. Жарко, однако…
0 комментариев
Anonymous User
23.07.2010 в 20:48Аналитическое звено «Укрощение фрактала»
23.07.2010 в 20:48Перипетия
Настоящая заметка — попытка предельно кратко отобразить существо сюжетно-композиционного единства части «интеграционных» процессов на постсоветском пространстве, как «набросок» картины, которая еще имеет право на иную логику развития.
Перипетия (от греч. peripéteia), внезапная перемена в жизни, неожиданное осложнение, трудно преодолимое обстоятельство. БСЭ.
Пока вся «модернизация» и ее возможности исчерпываются способностью сохранить уворованное у народа собственной страны достояние, которое последний оказался неспособен своевременно защитить.
Главное и единственное побуждение «элит» росиянии на протяжении всего постсоветского периода ее истории: как и что сделать так, что бы — «и рыбку сьесть». Ничем иным «элиты» мотивированы быть не могут принципиально, как не могут решить, ни для себя лично, ни в своих кругах вопрос о концептуальной определенности. А тот факт, что их «кинули» на западе, интеграция куда является и по сей день для них ЕДИНСТВЕННЫМ вожделенным инструментом легитимации того самого, уворованного у народа собственной страны, добра — очевиден. Только разница сегодня состоит, как раз, в качестве той «интеграции», на которую они расчитывали, и которая обрастает реалиями и перспективами в отличие от их надежд и притязаний.
В отношении вышесказанного очень хорошей иллюстрацией являются перманентные «информационно-газовые войны».
Что бы сохранить то, что досталось иным в качестве частной, корпоративной собственности от Советского Союза, было необходимо:
— создать, по умолчанию, предпосылки, которые позволили бы «интегрироваться» в европы, что и есть для РФ — «сырьевой фактор»;
— по оглашению попытаться слепить нечто вроде «неоимперской идеологической архитектуры» в виде «громадьё планов», поскольку что-то иное придумать затруднительно, но которые по определению должны, якобы, вызывать настороженность на западе.
Именно поэтому «операция прикрытия» понадобилась тогда, когда западу стало ясно — последствия управления Ельцина, при всей их катастрофичности для РФ, оставляют достаточный ресурсный потенциал. Тогда этот потенциал еще мог вылиться, как минимум, в осложнение управления со стороны запада в отношении РФ. Теперь его нет.
Дело в том, что роль Республики Беларусь (далее — РБ) реальным «архитекторам перестройки» в СССР была известна задолго до ее начала, а именно: они понимали, что сформированная из «парт- хозноменклатуры» «элита» попрется «интегрироваться в европы», типа — «на равных», поскольку это единственный способ гарантировать уворованную у народа собственность.
РБ в этом сценарии должна выполнять роль «предохранителя», «камня преткновения», сдерживая вожделения росиянской «элиты», а что бы процесс имел внутреннюю логику и драматургическое единство, было необходимо сделать его привлекательным именно с этой точки зрения, выставив, как альтернативу “рыночному беспределу», — «музейную тишину» на фоне элементов «социалистической архаики».
Кстати, Украина выполняет ту же функцию, но несколько иначе, потому что в отличие от нынешней РБ Украина не имеет того вероятностного потенциала в принятии определяющих решений по причине сегментации корпоративного характера сформированных «элит». Украина больше похожа на РФ — это своеобразный полигон по моделированию ее будущего.
Кроме того, РФ и РБ должны постоянно аннигилировать системные потенции друг друга: сырьевой “монстр”, показавший в советский период неоспоримые преимущества и проблемы планового подхода, и маленькая РБ с наследием из выскокотехнологичных производств в прошлом и благоприятными сельхозусловиями, но лишенная сырьевого потенциала. Однако именно поэтому возможность достучаться до разума Батьки выше, чем возможность услышать что либо осмысленное от украинских коллег.
РФ и Белоруссия — это одна страна и один народ. Если это так, то выгоды от насаждения коммерческих отношений между родными братьями и сестрами могут предполагать очевидно нерусские люди — подобными «изысками» изобилуют биографии западных упырей-банкиров.
Реально ситуация действительно патовая с точки зрения русского мировозрения и миропонимания: экспансия РФ не принесет улучшений РБ по причине несамостоятельности финансовой системы самой РФ, а отказ от «сотрудничества» только усугубит процесс.
Вывод, впрочем, также “прост” — для того, что бы что-то изменилось, должны произойти реальные изменения в самоидентефикации и целеполагании в системе управления двух стран, и более того — становлении на этой основе их единства.
Однако вопрос — как это сделать, остается открытым и актуален по отношению к любым благим начинаниям, поскольку «элитарный скакун» закусил удила.
Лелеять надежду на то, что ТС и прочие «объединенные усилия» в обозримом будущем создадут предпосылки для формирования на их основе дееспособной единой «денюшки» можно, но при тотальном контроле со стороны запада это маловероятно. Мало того, при том уровне деградации вооруженных сил и настырной акцентации на экспортных инфраструктурных проектах все это говорит о том, что перенос фин. центра в РФ для запада — избыточен.
Зато сегодня хорошо виден процесс успешного вовлечения РФ в сценарий глобальной антикоранической стратегии. Ее развитие, скорее всего, не заставит себя ждать. А вот разборки с колоссами типа Китая — логически оправданный удел более отдаленной перспективы.
Что касается «видимого» противостояния “Путин — Лукашенко”, то возможно понять, что в соответствии с вышеизложенным, эти люди далеки от шанса продемонстрировать «айн-момент» свой нравственный произвол; что и вокруг, и внутри их окружает и отображается в них же корпоративный «монстр», который, в свою очередь, является продолжением чего то или кого то, кто и что многим и вовсе неведомы. На этом фоне для сумеречного сознания толпы тот факт, что и тот и другой кое чего сделали для своих стран — выпадает из поля зрения потому что эволюционные намерения и одного, и другого, в разной степени, остаются блокированы…
Путин и Лукашенко — «близнецы братья» из многочисленных художественных сюжетов, или сказочные персонажи, где один — «светел и любим», а второй — «черен и мстителен». Рано или поздно они должны будут встретиться лицом к лицу. Мало того, это дает возможность понять, как уже говорилось выше, — кто автор сценария этого действа, и кто режиссер, если «все дороги ведут в Рим», а газопроводы — на запад.
Cегодня можно заметить, что с запада на Путина неумолимо надвигается пока еще призрачная, но вполне зловещая тень — есть все основания думать, что по мнению «тени» он сделал свое дело…
Но покинуть ему предназначенное от людей в этом сценарии Путин может только в одном случае — если “тень” осуществит, или будет близка к осуществлению своих намерений «порвать» РФ по аналогии с СССР. Вот тогда станет ненужен и Батька.
Соответственно, как знак справедливо и обратное.
Поэтому, как это не фантастически звучит, но более эффективный потенциально тандем, чем Путин — Лукашенко, отыскать затруднительно. А потому, дай Бог невозможное — что бы встреча состоялась и вместо поединка, застав серые тени врасплох, герои по братски обнялись.
При этом любопытно и то, что такой финал не противоречит драматургическому единообразию сюжета, где плановое хозяйство РБ способно уподобится маленькому “драйверу” , инициирующему работу сложного устройства.
Именно в этом ключе и направлении необходимо действовать в информационном поле власти РБ в условиях перипетии и противоречий с РФ.