На минувшей неделе внимание было привлечено к Пружанам, где построена мини-ТЭЦ. Каковы её характеристики? И сравним ее с объектом, который построили три года назад энергетики в Дрогичине. Одна работает на дровах, другой – на газе.
ТЭЦ в Пружанах
Она была введена в эксплуатацию в декабре прошлого года; по информации СМИ, стоимость строительства составила немногим менее Br100 млрд. Эксплуатация Пружанской мини-ТЭЦ позволит ежегодно экономить около 11 млн. куб.м природного газа, а увеличение загрузки торфяных и лесозаготовительных предприятий региона и создание 40 рабочих мест на самой ТЭЦ способствуют решению вопроса занятости населения.
Отличительной особенностью проекта Пружанской мини-ТЭЦ является применение технологии комбинированного производства электрической и тепловой энергии с полной автоматизацией всех производственных процессов. В настоящее время мини-ТЭЦ обеспечивает около 60% потребности Пружан в электроэнергии. Зимой, при морозе до 15 градусов, она обеспечит тепловой энергией до 80% города (в перспективе этот показатель будет доведен до 95%, когда на ТЭЦ будут переподключены оставшиеся тепловые нагрузки). По словам Владимира Семашко, «полностью решена проблема с горячей водой в Пружанах летом».
В настоящее время в качестве топлива на мини-ТЭЦ сжигается древесная щепа.
Первый вице-премьер заверил Александра Лукашенко, что правительство выбрало самый лучший проект мини-ТЭЦ (финский). Владимир Семашко продолжает с финской стороной переговоры по закупкам оборудования для строительства аналогичных ТЭЦ в Беларуси. При этом чиновник ставит иностранцам два условия: снизить цену на 15-20% и предоставить белорусской стороне документацию, чтобы можно было создать в нашей стране СП.
Котельная в Дрогичине
Она работает уже третий год. В процессе строительства она называлась «Когенерационная установка мощностью 1 МВт в центральной котельной по ул. 9 Мая в г. Дрогичине». В состав этой газопоршневой электростанции входит металлический контейнер, в котором расположены газопоршневая установка (двигатель серии 4016-E61TRS фирмы «Perkins Company Limited» и генератор серии LL8124P, изготовитель – «FG Wilson», Великобритания) и система утилизации тепла антифриза (на крыше контейнера расположен водотрубный котёл-утилизатор).
Стоила эта установка 2,6 миллиарда рублей; очень грубо переведём в доллары на момент строительства и получим 1 миллион долларов. На 68% это были деньги из республиканского бюджета, остальные – из областного.
С самого начала работы установка показала хорошие результаты. Приведём цифры по первому кварталу 2008 года.
Себестоимость 1 Гкал теплоэнергии составила 63750 рублей.
Себестоимость 1 кВт/часа электроэнергии – 82 рубля.
И это с учётом налогов, заработной платы, амортизации и прочего, что тоже включено в себестоимость. Отметим ещё несколько цифр, характеризующих рентабельность установки.
Тариф на электроэнергию для промышленных потребителей на то время составлял за 1 кВт – 235 рублей. За первый квартал прибыль – 65 миллионов рублей. Опять же грубо переведём в доллары и получим прибыль в год – почти 100 тысяч долларов, окупается за 10 лет, при всех налогах и зарплатах. Очень хороший пример, как сработало «Брестэнерго».
А что в Украине?
Приведём в пример оценку Богдана Соколовского, бывшего представителя президента Украины по вопросам энергетики. Вот как он в одном из своих интервью расписал структуру потребления энергии по источникам:
«Приведу приблизительные данные последних лет. Потребление энергии: 47 процентов — природный газ, 24 процента — уголь, 14 процентов — ядерная энергетика, 12 процентов — нефть, 1 процент — гидроэнергетика, до 1 процента — альтернативные источники. Больше половины – российские импортные энергоносители. 100 процентов свои – уголь, гидроэнергия и альтернативные источники.»
Вот так, на альтернативные источники энергии приходится мизер. И ничего с этим не поделать. Дровами и не пахнет…
Подведём итог. Согласно правительственной программе, в Беларуси в ближайшие годы должны построить 161 тепловую станцию на местных видах топлива. Подвоз к ним дров и торфа с каждым километром будет делать исходное топливо дороже и дороже. Когда это расстояние превысит 100 км – дрова по цене сравняются с мазутом. Однако вспомним, как Павка Корчагин строил узкоколейку для подвоза дров в Киев. Тогда было не до себестоимости. Поэтому не станем критиковать дровяные электростанции. Пусть будут.
Ответить