По утверждению претендующих на непредвзятость своих умозаключений жрецов храма отечественной статистики, принято считать в плане нашего с вами массового сознания, что до 2004 года соотношение между сторонниками Европы и сторонниками России составляло примерно 41 на 41 процент. Этот полный паритет симпатий наших сограждан подтверждался и тем обстоятельством, что именно 18 процентов, по мнению высоколобых, на тот момент окончательно не определились в спектре своих предпочтений.
Теперь уже не вызывает никакого сомнения тот факт, что многоцветная палитра этих предпочтений и пристрастий зависит главным образом от двух факторов: от геополитической ситуации вокруг Беларуси и спектра экономических, политических и иных отношений с сопредельными государствами. Именно от сложения этих двух факторов — внешней околобелорусской ситуациии как таковой и медийной реакции на эту объективную ситуацию белорусских средств массовой информации -получается господствующий вектор, под воздействием которого чаша весов способна колебаться на Восток или Запад.
Однако юмор ситуации в том, что в мае 2004 года, когда произошло одномоментное расширение Евросоюза, вопреки ожиданиям большинства случилась выразительная переориентация в плоскости геополитического сознания «памяркоўных» белорусов. Причем отнюдь не в сторону усиления проевропейских настроений, а с точностью до наоборот – как раз в пользу усиления пророссийского сегмента в очертании политической «розы господствующих ветров».
Эта парадоксальная метаморфоза как раз и объяснялась теми медийными интерпретациями, которые буйно расцветали в белорусских государственных средствах массовой информации, наперебой объясняя своим читателям и слушателям, что одномоментно «разбухшая» Европа отнюдь не является образцом успешной реализации послевоенных идей Де Голля, а напротив — представляет собой нечто аморфное и неуправляемое и экономически далеко не столь благополучна, как может показаться при обозрении витрин ее супермаркетов, лоснящихся благополучием.
Более того, доминировало утверждение, что эта сияющая неоновыми вывесками Европа не только не ждет заключить в свои объятия суверенную Беларусь, но не принимает ее и готова отторгнуть как некое чужеродное тело. Эта массированная пропаганда государственных СМИ и привела к тому результату, что маятник наших предпочтений однозначно качнулся под крыло кремлевского двуглавого орла.
Однако маятник, как мы знаем, в верхней точке своей амплитуды колебаний обретает тенденцию возвратного движения. Что и произошло на стыке 2006 и 2007 годов: после газового конфликта с декабря по январь уровень белорусских симпатий резко рухнул минимум на 10% (с величины 58 до 48 процентов). Поводом тому вновь стали белорусские СМИ, в кратчайший срок сумевшие убедить общество, что причиной всей этой бузы является злокозненная Московия.
Столь поразительный феномен с точки зрения науки за месяц просто не мог произойти, поскольку обладающая значительным моментом инерции ценностная структура в нашем сознании изменяется очень медленно. Однако эти изменения, высокочтимые сограждане, не только имели место, но и результативно повторились в мае-июне нынешнего года, во время последнего газового конфликта между Москвой и Минском.
Поэтому нисколько не вызовет удивления то обстоятельство, что на традиционный вопрос: «Из каких информационных источников вы получали сведения о газовом конфликте?», более 80% опрошенных без колебаний ответили, что основным источником было белорусское телевидение, а на вопрос: «Кто виноват в газовом конфликте?» 4 из каждых 5 опрошенных со святой уверенностью заявили, что в этой заморочке, конечно же, виновато российское правительство. Любопытно, что Интернет в качестве источника информации назвали всего 11% опрошенных, что выразительно говорит само за себя. Бесспорно, что формулировка «обе стороны виноваты» не могла быть представлена в официальных белорусских СМИ, но сам факт того, что она все же присутствует в значительной части спектра общественного мнения, свидетельствует об известной степени независимости общественного мнения от толкований официальных средств массовой информации.
Как вы наверняка помните, дамы и господа, в позапрошлом году окопавшийся в стольном граде Туманного Альбиона Борис Березовский рекомендовал нашему вагоновожатому главу Bell Pottinger Grup Тимоти Белла. «Мой друг Тим Белл сможет улучшить имидж Беларуси на Западе!» — публично заявлял ударившийся в бега матерый российский олигарх. Заключив контракт летом 2008 года, за несколько месяцев до парламентских выборов, лорд, засучив рукава, взялся за работу. «Первоочередной вопрос – парламентские выборы. Нужно, чтобы международное сообщество признало их честными и справедливыми», — резонно определил он стоящую перед ним сверхзадачу.
Выборы прошли без шума и пыли. Но мировое сообщество традиционно признало их жульническими, а результаты – нелегитимными. Однако не потерявший оптимизма лорд пообещал своему работодателю: «Я тебе толпу западных журналистов пришлю, засветишься в самых влиятельных газетах!». И действительно, прислал для интервью с Лукашенко корреспондента Financial Times. Но статья вытанцевалась не ахти и называлась «Последний диктатор Европы между Востоком и Западом».
А вот этого титула «последний диктатор» лорд как раз и стремился всеми путями избежать, трансформировать в нечто более удобоваримое и не столь одиозное. Поэтому и не прибегал к услугам крупнокалиберных журналистов и принялся рассылать по европейским изданиям пресс-релизы, в которых муссировались откровения типа того, что новый белорусский закон о СМИ «прекращает цензуру, и полные жизни свободные СМИ обеспечат демократические права народа Беларуси». Эти лордовы фантазии выглядели сущим бредом на фоне того обстоятельства, что вместе с практически полным отсутствием независимых медиа новый закон уничтожает еще и интернет-пространство. Новации закончились тем, что прошлым летом лорду Беллу решительно указали на дверь.
Однако свято место пусто не бывает, и недавно белорусским власть имущим представили нового спасителя репутации нашей страны. А поскольку менять часы на трусы не в наших традициях, спаситель носит громкое имя – лорд Питер Селвин Гаммер Чадлингтон, глава британского пиар-холдинга «Хансуорт». Он появился на всех наших телеканалах и сообщил, что поможет белорусскому правительству, которое попросило его посодействовать в проведении приватизации предприятий. Иными словами, «продать» на Западе Беларусь как рай для инвесторов, а хилые предприятия – как фантастически перспективные.
Оказалось, что новый лорд давно уже откликнулся на просьбу о помощи, проанализировал программу белорусской приватизации и теперь наверняка знает, что предпринять. Кроме того, он не повторяет ошибок лорда Белла и не заявляет, что уже завтра Александр Лукашенко будет принят Ее Величеством и пожалован титулом пэра. Он скромно говорит о своем намерении успешно провести приватизацию, то бишь убедительно врать Европе, что нынешняя Беларусь очень привлекательна для западных инвесторов, а демократ, либерал и большой друг детей Александр Лукашенко является лучшим гарантом сохранности инвестиций.
И уж наверняка никто, никогда и ни под каким соусом не заставит инвестора строить за свой счет ледовые дворцы или принудительно финансировать колхозы. Впрочем, успех лорда Чадлингтона гипотетичен, поскольку он знаменит тем, что в 1997 году был с треском уволен с поста директора Британской королевской оперы за некомпетентность, так как умудрился за два года довести ее до банкротства даже при финансовой поддержке правительства.
Ответить