Сейчас в Высоком городе (его древнее название) живет около шести тысяч человек. До войны это было местечко, где большую часть населения составляли евреи. Когда в 1941 году сюда пришла война, немецкие оккупанты согнали в гетто более двух тысяч евреев из Высокого и окрестных мест, часть расстреливали тут же, кого-то отправляли в лагерь смерти Треблинка.
В историко-архитектурном очерке «Высокое. 1494-1994 годы», изданном полтора десятка лет назад, нет ни слова об этой трагедии. Рассказывается только об освобождении города в 1944 году, в честь чего был воздвигнут в 1955 году обелиск в сквере на братской могиле 39-ти воинов и 12-ти партизан.
Однако птица-память летит вперед и высвечивает забытые страницы истории. Свидетельством этому — данные о еврейском гетто в книге местного краеведа Георгия Мусевича «Народ, который жил среди нас» и открытие мемориала в Высоком.
Открывая год назад памятный знак жертвам еврейского гетто в Каменце, представители общественности говорили о задумке увековечить память на месте трагедии в Высоком. Такая же инициатива была проявлена одним из его жителей – Юрием Сахарчуком, директором сельскохозяйственного колледжа. Вот что он рассказал вашему корреспонденту:
— Я коренной высоковчанин, здесь прошло мое детство. Юные годы пролетели в других местах, но потом я вернулся и, как говорится, где родился, там и пригодился. Знаю историю города. И меня всегда волновал вопрос, почему у нас есть забытые места. Например, вот эта братская могила – там, где были расстреляны евреи. Поэтому незадолго до 65-летия Победы я вышел с предложением, что надо обозначить место захоронения, и начал озвучивать эту идею. Оказалось, что это не так просто делается, как я думал. Нужно было найти человека, который был свидетелем. И я отыскал такую женщину. Мы написали письмо, чтобы прислали сюда 52-й поисковый отряд, но он не приехал. Тем не менее пошел резонанс от нашей инициативы по возданию должного погибшим. Мы рассчитывали, что поставим такой памятный знак сами, я даже эскизы сделал – большой камень-валун, на нем плита с надписью «Вязням Высокаўскага гета…» — на беларускай мове и на иврите. Я стал искать, кто бы сделал перевод, и вышел на Бориса Брука. Оказалось, он в общественном объединении «Бриск» тоже обсуждал вопрос о мемориале. Так пришли мы с двух сторон в одну точку, к осуществлению мемориала.
30 июля на открытие памятного знака узникам фашистского гетто на ул.Фрунзе у развалин старинной синагоги в Высоком собрались местные жители. Сюда приехали из Минска первый секретарь посольства Израиля Геннадий Полищук, раввин реформистской общины Беларуси Георгий Абрамович, из Пинска – председатель еврейской общины Иосиф Либерман, из Бреста представители облисполкома Александр Мурашкин и Леонид Нестерчук, вице-консул Генерального консульства РФ в Бресте Наталья Филиппова, консул Генерального консульства РП в Бресте Анетта Сондей, руководитель Брестской городской общины «Бриск» Борис Брук. Он вместе с заместителем председателя Каменецкого райисполкома Денисом Шпаком открыли памятный знак.
После минуты молчания выступил председатель Высоковского горисполкома Леонид Бирук, который сделал исторический экскурс в историю еврейского народа, поселившегося в Высоком с XVI века.
Первый секретарь посольства Израиля в РБ Геннадий Полищук выразил надежду, что пока эта память ранит и живет в наших сердцах, подобная трагедия не повторится.
Александр Мурашкин отметил, что органы власти Беларуси оказывают содействие в установлении памятников жертвам фашизма, и выразил признательность всем людям доброй воли, кто внес свой вклад в возведение мемориального знака в Высоком. В последующих выступлениях дипломатических особ подчеркивалось, что этот мемориал – символ нашей общей памяти, которую мы вместе понесем в будущее.
Раввин прочитал поминальную молитву, к памятному знаку возложили венки и живые цветы.
Ответить