Можно заранее с уверенностью утверждать, что накал страстей в эти предвыборные три месяца будет предельно жарким. Повышенная нервозность уже сейчас пронизывает общественную атмосферу Беларуси, внося сумятицу в умы. Самый наглядный индикатор этого – телеэкраны и Интернет.
В развертывающуюся баталию вносит свою интригу и Россия, явно отказавшаяся от поддержки А.Лукашенко в ферзевом эндшпиле. Европа также не будет дремать в стороне – она готовит десанты наблюдателей, затачивает боевые перья экспертов и аналитиков, чтобы после Николы обосновать расширение списка белорусских невъездных в Старый Свет.
Что самое неприятное в грядущие предвыборные дни – это пропагандистский шум, который будет явно проходить по принципу «мочить в сортире». В польском языке есть такое слово – «рынштоки» (сточные канавы). Публицист и политолог Адам Михник, когда-то стоявший у истоков «Солидарности», применил этот термин в размышлениях о выборах:
«Различие интересов и задач, конфликты — даже острые, споры — даже страстные — это хлеб и вино демократии; ненавистная щетинистость, настроенный на врага язык — это черная подливка сточных канав. В развязывании конфликтов в демократическом ключе действуют неписаные правила: уважение к конституционным нормам, забота об общем благе, признание того, что каждый противник наделен человеческим достоинством, с которым следует считаться, что для каждого гражданина есть место под солнцем. Тем отличается логика демократического спора от логики гражданской войны, разжигаемой сточными канавами. Спор разрешают аргументы и выборы, войну разрешают жестокость и пули. Грохот орудий всегда предваряется речью сточных канав, которая отравляет умы, лишает права голоса совесть, обесчеловечивает противника, превращая его в мусор…»
Нельзя бороться за победу «любой ценой». Тут впору напомнить народное присловье по поводу ожидаемого Николы зимнего: «Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьют, а того Маланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют…»
Ответить