В нашем городе, особенно его историческом центре, где маломасштабная застройка и узкие улицы, накопилось немало проблем – особенно транспортных. Несмотря на расширение проезжей части центральных улиц до многополосных трасс, они все равно упираются в узкие места – мосты, что создает постоянные пробки. Нужно строительство новых мостов, дорожных развязок, подземных переходов, разгрузка от транспорта центральной части Бреста.
Естественно, областные и городские власти и специалисты разрабатывают документацию на строительство новых мостов, думают над проектами технического переустройства областного центра. Что-то из задуманного будет построено своими силами. А вот сложные масштабные проекты смогут осуществиться только с помощью республиканского бюджета, почему и готовят представить их президенту. Эти жизненно важные задумки могут оценить только компетентные лица, специалисты.
Другое дело – концепции и проекты глобального переустройства исторически-культурного Бреста, его памятников, что необходимо выносить на общественное обсуждение. Вот только несколько моментов, которые в июльских газетных публикациях, посвященных Дню города, огласил мэр Бреста А.Палышенков, сообщив о том, что идет разработка комплексного плана развития города над Бугом до 2019 года, то есть к 1000-летнему юбилею:
«В октябре эта программа будет доложена Президенту РБ Александру Лукашенко. После утверждения плана главой государства, поручений правительству, министерствам, ведомствам, облисполкому, горисполкому определят конкретные сроки исполнения, в соответствии с которыми и будем работать» («Брестский вестник», №30). Думается, многим брестчанам хотелось бы знать, кто разрабатывает этот комплексный план, что в него входит, почему какие-то общезначимые для горожан объекты не выносятся на обсуждение общественности?
Скажем, мэр заявляет: «Точно могу сказать, что Брестскую крепость и ее территорию ждут значительные перемены к лучшему». А ведь уже было немало копий сломано вокруг концепции М.Гайдуковича по переустройству столь значимого памятника истории и культуры, который стремится войти в Список мирового наследия. И для этого нужно сохранять его аутентичность, а не превращать в Город мастеров и Диснейленд. Так как конкретно собираются «улучшить» Брестскую крепость?
Вспомним тягостную историю с памятником 1000-летия Бреста на перекрестке улиц Советской и Гоголя, когда настоящее общественное обсуждение его проекта началось после утверждения проекта памятника. Ситуация породила противостояние, ошибки, исправление оных.
Небезупречной представляется озвученная мэром идея возведения мощных подземных паркингов в историческом центре Бреста: «Самые большие (паркинги) появятся в районе улицы Маяковского, где откроется бизнес-центр, улиц 17 Сентября, Буденного и Дзержинского. Думаем построить паркинги в районе «Интуриста». Если все удачно сложится, реализуется проект делового центра с гостиницей на берегу Мухавца, там предусмотрен паркинг на 3000 мест» («Брестский вестник», №30).
Зачем же такое масштабное строительство в зеленой водоохранной зоне? Ведь это любимое место отдыха брестчан, а тысячи машин, которые будут въезжать и выезжать из паркинга, значительно загрязнят и воздух, и природу. Не лучше ли найти пустырь для этой цели?
Кроме создания туристического центра в Брестской крепости, А.Палышенков обозначил еще некоторые глобальные проекты, например, «парк отдыха и развлечений в Красном Дворе, белорусский Диснейленд» — на площади в 270 гектаров. И концертный зал. «Я его (закрытую площадку на 1200-1500 мест) вижу на месте водозабора №1 за памятником «Стражам границ» на проспекте Машерова. При этом с выходом комплекса на Мухавец» («Вечерний Брест», №60).
Надо понимать, что опять пострадает зеленая зона у реки. Кстати, исторически именно там в XIX – начале XX века располагался городской парк с театром, о чем свидетельствуют остатки зданий из красного кирпича и старые фотографии. Здесь бы бережно, без строительного размаха сохранять именно парковую, ландшафтную структуру.
В результате бетонного благоустройства берега Мухавца от ул. Советской до речного порта уже больно смотреть на угнетенные прекрасные липы и каштаны, оставшиеся от довоенных аллей, на забитую сваями треть реки, лишенную естественного природного ландшафта. Когда довелось летом с немецкой делегацией плыть на теплоходе «Гродно» по Мухавцу, стыдно было за реку в городе, с парапета забросанную пластиковой тарой. Туристы любовались другим, зеленым берегом, где плавали уточки и лебеди, пели птицы, с лодок удили рыбу.
Вот только несколько моментов из программы подготовки Бреста к 1000-летию, о которых хотелось бы знать подробнее и точнее, чтобы гласно обсудить и специалистам, и общественности, дабы не наделать масштабных бед для города.
Так почему этоn важный для горожан документ готовится на подпись только президента? После его одобрения уже будет поздно обсуждать – останется лишь бороться.
P.S. Предчувствую, что нас могут обвинить в том, что своей обеспокоенностью об экологии и сохранении исторического наследия Бреста мы рискуем повлиять на судьбу этого проекта в целом, то есть на выделение финансирования для благоустройства города, ремонты дорог и так далее. Но, я думаю, у республиканского руководства достанет мудрости, чтобы отделить зерна от плевел и помочь Бресту прийти к своему «миллениуму» достойно, без излишней траты нервов на обструкции в ходе реконструкции.
Ответить