Коль задаться целью провести опрос среди населения, интересовался ли кто-то и хоть когда-нибудь нормативно-правовой базой нашего здравоохранения, то сильно сомневаюсь, чтобы подавляющее большинство респондентов ответило на него утвердительно. Более того: знаете ли вы, что в стране действует новый Закон РБ «О здравоохранении» — а он-то, по сути, не такой уж и новый? Поскольку принят он в 2008 г., последние изменения и дополнения внесены в июне того же года. Много ли отыщется тех, кто с ним ознакомился (речь, сами понимаете, не о медработниках)?
Чтобы восполнить этот пробел в нашем санпросвете, обратимся к зам. главврача Брестской центральной поликлиники Эдуарду БАБИЧУ, дабы порассуждать о некоторых аспектах Закона.
— В Законе, — говорит Эдуард Васильевич, — не только чётко прописаны права граждан, но ещё и их обязанности, и вот про ОБЯЗАННОСТИ, к сожалению, далеко не все знают (или не хотят знать). И эти обязанности заключаются в том, что надо:
1) Заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его сохранению, укреплению и восстановлению.
2) Уважительно относиться к работникам здравоохранения и другим пациентам.
3) Выполнять рекомендации медработников, необходимые для реализации избранной тактики лечения…
Согласитесь, всё сказано вполне понятным русским языком, а между тем…
— А между тем многие наши люди, у которых ну прямо-таки хобби — жаловаться на врачей, ругать их, что, мол, не помогли, не спасли, — так вот, такая категория населения забывает об очень простеньком и элементарном понятии, как то: НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ обращение за медицинской помощью. А после — претензии… Да и не только это! Иной раз приходит человек на приём к врачу, врач проводит полноценный приём, т.е. затрачиваются время, средства, больному даются рекомендации, назначается повторная явка. Пациент является в указанный срок — и на вопрос врача, выполнял ли всё то, что рекомендовано, принимал ли назначенные лекарства, нередко честно признаётся: нет. Но думаю, что не все в этом и признаются. Так кто виноват в том, что здоровье человека не улучшилось?!
— А если, скажем, врач выписывает (и мне известны такие случаи) лекарства, которые больному просто не по карману?
— Есть у нас такая установка: врач должен не идти на поводу у желаний больного, а назначать лекарства на основании действующей нормативно-правовой базы, что означает — выписывая рецепт, придерживаться международных НЕПАТЕНТОВАННЫХ названий, а не ТОРГОВЫХ. Поскольку один и тот же препарат может выпускаться под разными торговыми названиями — и, соответственно, иметь разную цену. Этот момент надо обсудить на стадии визита к врачу, поскольку если последний назначает заведомо недоступный по финансам для пациента препарат, то что проку от такого назначения? И о каком лечении, коль лекарство не куплено, может быть речь?
— Теперь — о прививках. Приходилось слышать, что если человек уже немолод, а значит, обременён некоторым количеством разных хронических заболеваний, то лучше отказаться от вакцинации — как бы, как говорят, боком не вылезло…
— Возражаю! Такие люди, вероятно, не информированы о виде вакцинации и её возможных побочных эффектах, противопоказаниях. Кстати, их сейчас достаточно мало, и главное — аллергическая реакция на белок куриного яйца, на основе которого изготавливаются многие вакцины. Однако такая реакция встречается очень редко. А все прочие хвори — они не являются противопоказаниями для вакцинации. А Закон гласит: «Необходимым условием оказания медицинской помощи пациенту является наличие его согласия». Любого — письменного или устного.
— Тогда отчего, когда человек попадает в больницу, никто не спрашивает его о согласии на флюорографию, которую он проходил меньше года назад?
— Потому что есть нормативный акт Минздрава, согласно которому пациент при госпитализации проходит флюорографию, если последняя была более 6 месяцев назад.
— Почему в этом году были сняты с учёта люди, наблюдающиеся, например, в кардиологическом диспансере более двух лет, где им выписывали, с учётом характера перенесенного заболевания, льготные рецепты на лекарства?
— В первую очередь диспансер — это организующий, консультативно-диагностический центр, а постоянное длительное наблюдение должно осуществляться в территориальных поликлиниках; там же участковым врачом выписываются, если это положено пациенту, льготные рецепты. И если ситуация со здоровьем у человека стабильна и процесс лечения отработан, то — какой смысл быть ему на учёте, если, к сожалению, ряды только-только перенесших болезни или операции («новобранцев») пополняются?
Иное дело — туберкулёзный диспансер. Его пациенты наблюдаются там в соответствии со сроками, положенными при том или ином характере течения их заболевания (возможно, даже пожизненно). На этот счёт есть ряд нормативных актов.
— В системе нашего здравоохранения важность, значимость амбулаторно-поликлиничного звена трудно переоценить. Только вот задали мне как-то вопрос: а если меня не устраивает поликлиника, к которой я приписан?
— Поясню: каждый гражданин закреплён за территориальной поликлиникой, в которую направляются бюджетные средства для обслуживания данного населения. Конечно, можно обратиться с заявлением на имя руководителя учреждения о том, чтобы вас «открепили» от поликлиники по месту вашей регистрации и прикрепили (на основании того, что временно проживаете по другому адресу) к другой поликлинике. И такие взаимооткрепления — прикрепления — это явление актуально для всей республики, а не только в пределах Бреста и района. Да и формулировка «просто хочу обслуживаться в такой-то поликлинике» тоже годится — в любой можете, но такая мотивация, как «просто»хочу» — это уже на ПЛАТНОЙ основе.
— Необходимо, — говорит в заключение Эдуард Васильевич, — обратить внимание граждан, а также и должностных лиц на ст.46 — о предоставлении информации о состоянии здоровья пациента, врачебную тайну. Так вот, эту информацию может предоставить ТОЛЬКО лечащий врач и ТОЛЬКО близким родственникам (родителям, супругам и т.д.), а не кто-либо из администрации лечебного учреждения (а было у нас немало таких обращений). Потому что лечащий врач обладает наиболее полными данными и несёт непосредственную ответственность за здоровье пациента. Кроме того, согласно Закону, предоставлять информацию о пациенте по телефону нельзя — мало ли кто позвонит и как назовётся — соседями, коллегами с работы… Такую информацию можно предоставлять ТОЛЬКО с согласия пациента. Ещё: нам часто звонят с предприятий, организаций и говорят: просим сообщить диагноз такого-то, куда он обращался, где лечился. Так вот: даже ФАКТ обращения за медицинской помощью является врачебной тайной! И все эти запросы предприятий нами практически всегда отклоняются. Но — если это не связано с какими-то криминальными обстоятельствами.
…Можно ещё немало порассуждать о новом Законе РБ «О здравоохранении». И, наверно, у нас когда-нибудь будет такая возможность.
Ответить