1. Великий спорщик
Истина, как известно, рождается в споре. Умению вести дискуссии, точно и веско аргументировать свои доводы, уважению оппонента посвящен главный труд русского философа и логика Сергея Иннокентьевича Поварнина.
Сергей Поварнин родился 11 сентября 1870 года в Брест-Литовске. В 20 лет, в 1890 году, окончив историко-философский факультет Петербургского университета, он примкнул к Александру Ивановичу Введенскому, крупнейшему представителю русской философии того времени, развивавшему идеи неокантианства. В 1916 году защитил магистерскую диссертацию, одновременно преподавая логику и историю философии.
Основные научные труды Поварнина относятся к области логики, философии, психологии и религиоведения. Главной же его работой была книга «Спор. О теории и практике спора», вышедшая в Петербурге в 1918 году. Явная насмешка судьбы – вряд ли в эти годы, когда главными аргументами были штык и наган, нужны были кому-то рассуждения о методике ведения дискуссии. Недаром второе издание этого труда вышло только в 1990 году.
Книга написана простым и доступным языком. В ней автор рассматривает различные типы дискуссии: спор для убеждения, спор из-за победы, спор-спорт, спор-игру, попутно замечая, что последний характерен только для древнего мира и для современной жизни нетипичен. (Как тут не вспомнить диалоги Сократа!)
«Уважение к чужой вере и к чужим убеждениям есть один из важнейших видов уважения к человеческой личности. Где мало первого, там мало вообще и последнего», — писал Поварнин.
Его наблюдения и выводы актуальны и в нашей политической и общественной жизни. Некоторые уловки в споре он считал позволительными, особенно в ответ на нечестность противника. К непозволительным относил срывание спора (истерика, апелляция к сочувствующей части аудитории), «палочный» довод (утверждение, будто мнение противника опасно для общества, государства), «чтение в сердцах» («вы так говорите, потому что завидуете»). Подобные нечестные приемы нужно знать и уметь их отражать, однако применять ли их самому – дело совести каждого: «где можно, там лучше не пачкаться в грязи».
В 1946 году С. И. Поварнину была присуждена степень доктора философских наук по совокупности работ, а в 1948 году присвоено звание профессора по кафедре философии ЛГУ. Фактически же с 1947 года он не мог работать по состоянию здоровья. Умер С. И. Поварнин 3 марта 1952 года в Ленинграде.
2. Ученик Бехтерева
В отличие от старшего брата, о жизни Константина Поварнина осталось, по вполне понятным причинам, очень мало свидетельств (даже его фотографию мы не нашли). Причины эти кроются в том поприще, которое он избрал.
Родился Константин в 1877 году тоже в Брест-Литовске, однако заканчивал уже Орловскую гимназию, так как вся многочисленная семья переехала в Брянск, куда перевели главу семейства, вышедшего в отставку. В 1897 году юноша поступает в Военно-медицинскую академию и заканчивает ее в 1902 с отличием.
После окончания академии К.Поварнин переходит в психологическую лабораторию выдающегося русского медика-психиатра, основоположника рефлексологии и патопсихологии Владимира Михайловича Бехтерева и сразу же отправляется за границу для научного совершенствования на два года. В Париже, Берлине и Вене он слушает лекции у известнейших профессоров того времени Крепелина, Штумпфа, Оппенгейма.
В 1906 году К. И. Поварнин защищает докторскую диссертацию. Научными оппонентами выступили профессоры В. М. Бехтерев и И. П. Павлов. С этого времени начинается творческий путь крупного ученого, психиатра, имя которого, к сожалению, на сегодняшний день почти неизвестно. Причин тому несколько, но прежде всего следует отметить репрессированность науки, которой он занимался, и чье-то жестокое безразличие, позволившее исчезнуть большому научному архиву ученого. (Творческое наследие К. И. Поварнина насчитывает свыше 50-ти научных работ.)
В начале ХХ века в России возникло движение, пришедшее из Европы, основанное на развитии науки педологии, в центре внимания которой был ребенок в его индивидуальном своеобразии. Ее развитие поощрял В. М. Бехтерев, ставший инициатором открытия Педологического института. В 1908 году Бехтерев приглашает Поварнина к сотрудничеству в институт на должность помощника директора, а с 1910-го до закрытия в 1919-м он являлся директором. Исследователей педологии на основе установившейся в стране идеологии обвиняли в механистическом характере этой науки. К тридцатым годам произошла полная ликвидация исследований и был наложен запрет даже на упоминание достижений в области педологии. Эти действия надолго затормозили развитие науки о детской психологии и педагогики. Хотя еще в 1916 году в своей небольшой работе: «Педологические институты и их роль в науке и практике» Поварнин писал: «Государству нужны люди крепкие телом, сильные волей, с высокоразвитой нравственной культурой и широким образованием. (…) Основой благополучия и процветания государства должна быть забота о детях — в частности, забота о правильной постановке воспитания и образования, как физического, так и психического».
После закрытия Педологического института Поварнин работал главврачом ряда больниц, профессором Педагогического института.
Психиатрия преследовалась государством. Бывали, правда, годы затишья, когда можно было работать, но чаще науку загоняли в тупик. Это глубоко возмущало ученого: почему так целенаправленно уничтожается все, что было сделано его учителями, им самим, его учениками? Он был соавтором коллективного письма Сталину в 1950 году, когда закрыли его лабораторию. Вместо Сталина пришел ответ от Жданова, по сути поставивший крест на психиатрической науке: «В настоящее время твердо установлено, что дело (…) научных идей Бехтерева должно пойти в русле развития великих идей Павлова». После этого о восстановлении лаборатории можно было забыть.
Но еще тринадцать лет, до самой смерти в 1963 году, К. И. Поварнин проработал в Институте уха, горла, носа заведующим отделением патологии речи. На его коллег и учеников ссылаются многие научные издания, а о его жизни и работе, к сожалению, до сих пор ничего не написано.
Фамильное древо Бреста
Ответить