Думается, как это ни парадоксально звучит, для России выборы в Беларуси совсем не нужны. По крайней мере, в настоящее время. В обоснование сказанного можно привести следующие аргументы.
Во-первых, последние пять лет во внешней российской политике Беларусь находилась на втором месте после Украины. Раньше основное внимание было направлено в сторону Киева, а белорусский режим в союзной Москве терпели как неизбежное зло. Сегодня и на ближайший период украинский вопрос для России решен. В связи с этим отношения с нынешней белорусской властью вышли на первое место. Этим и объясняется резкое обострение между руководством России и президентом Беларуси. Ранее в Кремле, как отмечают некоторые эсперты, вынуждены были смотреть сквозь пальцы на фальсификацию выборов, исчезновение известных политиков, антироссийские действия и высказывания «последнего диктатора Европы». Теперь это становится недопустимым с точки зрения российской политической элиты.
Основное направление экономического развития России – западное. На этом направлении расположены два транзитных государства – Украина и Беларусь. Политика последней, считают в Кремле, стала непредсказуемой. Стремясь к восстановлению статуса сверхдержавы, Россия не может себе позволить подобного поведения. Это отражается на ее авторитете.
Во-вторых, позиции России и Запада в целом совпадают в вопросах оценки нынешней Беларуси, вернее, ее внутренней политики. Поэтому любые действия России по изменению ситуации в Беларуси Запад либо поддержит, либо сделает вид, что их не заметил.
Что такое конкретно выборы в Беларуси для России?
Уже сейчас видно, что они пройдут по отработанному белорусской стороной сценарию. Эта очередная «элегантная победа» ставит перед Россией вопрос о признании итогов выборов.
Если их признать – придется вновь встречаться и демонстрировать единство и дружбу на всевозможных встречах глав государств. Как же тогда трактовать события последних месяцев с откровенными выражениями в адрес друг друга? Даже если учесть, что «политика – это грязное дело», то все-таки до определенных пределов.
Если выборы не признать – тогда рушится выстраиваемая Россией в последние годы политика объединения бывших республик СССР во всевозможные содружества (СНГ), организации (ОДКБ) и т.д. Ведь в этих «коалициях» не может присутствовать непризнанный президент. Он юридически не может подписывать межгосударственные документы.
Рассмотрим ситуацию, когда в ходе выборов в Беларуси победит кто-то иной из претендентов. Это означает, что в республике наступит период нестабильности, вызванный внутренними разборками, сведением счетов со старой властью, отстранением одних знаковых фигур и замена их другими. Оппозиция за годы правления нынешней власти собрала много компромата на ее представителей. Она закалилась, приобрела силу и авторитет мучеников. Следовательно, потребует жертв, а это подорвет фундамент, на который опирается существующий режим. Но нестабильная Беларусь в центре Европы не нужна ни Западу, ни России.
Отсюда вывод: выборы 19 декабря не должны состояться. Каков же из этого выход? Он записан в ст.89 Конституции РБ: «…в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения присяги вновь избранным Президентом переходят к премьер-министру».
Это весьма желательный вариант для России на нынешнем этапе. Он как нельзя лучше устроит и чиновничество, и президентскую «вертикаль». Если внимательно присмотреться – это только кажется, что она президентская. На самом деле все нити управления в руках премьер-министра. Если кто-то и поддерживает на словах нынешнего президента, на деле он более беспокоится за свое кресло и за свое будущее. Этим людям не нужны «чистки», к которым неизбежно прибегнет новое руководство страны. Ведь надо же ему расставить своих людей, пострадавших в борьбе с режимом. Вот это и есть ненужная нестабильность для России и Запада.
Как будут развиваться события в ближайшее время?
Думается, что отставка нынешнего руководства последует «в связи с невозможностью исполнения своих обязанностей». Как именно – тема отдельного разговора, но возможны два варианта: собственное заявление или иной ненасильственный способ.
После этого, в соответствии со ст.89 Конституции РБ, премьер-министр вступает в должность и в связи с создавшейся обстановкой переносит выборы на иной ближайший срок. Это нужно, чтобы было время проявить себя в глазах электората и «перезаявиться». Россия в этом случае открывает «свой кошелек».
Для успокоения народа и оппозиции он распускает нынешнюю «палатку» и назначает выборы в нее на уже действительно демократической основе. Внимание оппозиции переключено, и начинается борьба за места в новой «палатке».
А на международной арене появляется личность, с которой уже можно официально встречаться и что-то подписывать.
Представляется, что это оптимальный выход для России из нынешней ситуации. Все это должно произойти в ближайший месяц, а может и раньше, если нынешнее руководство государства не предпримет нечто неординарное. Такого мирового игрока, как Россия, нельзя загонять в угол. Выходя из него, он может и растоптать. Осталось ждать совсем недолго…
ОТ РЕДАКЦИИ. Нынешняя кампания по выборам Президента Республики Беларусь, пожалуй, беспрецедентна по своему закулисному напряжению и накалу. Как бы ни пытались государственные СМИ изобразить ее в благостных тонах, выборный тонус далек от идиллии. Причем в раскладе этой игры помимо привычных партнеров – власти и оппозиции – так или иначе задействованы Брюссель, Вашингтон и Москва. И если на прежних наших выборах российский партнер явно подыгрывал белорусскому «молочному брату», то теперь ситуация решительно изменилась. Выборный марафон, говоря языком стандартной метафоры, двинулся по пересеченной местности, чреватой оврагами. Хотя многие политологи и эксперты сходятся в одном, что к финишу придет тот, кто обладает всеми административными возможностями, есть и другие мнения. Одно из них высказывает в своей статье, предложенной «Брестскому курьеру», юрист Игорь Кабалик. Что ж, можно с ним соглашаться или с порога отвергать такое суждение, но выслушать и поразмышлять стоит. Тем более что это соответствует нашей демократической традиции – предоставлять слово людям с разными позициями. И пусть это будет своего рода тестом на боязнь «опасных» тем. Не согласны? Возражайте.
Ваш комментарий – на сайте «БК»
Ответить