Чтобы вникнуть в корень проблемы, нам нужно совершить небольшой исторический экскурс. В декабре 2009 года в Бресте прошли аукционные торги, на которые были выставлены последние островки государственной собственности в торговле. Продавался среди прочих и торговый комплекс ОАО «Брест-Юбилейный». По решению горисполкома он был реализован с 5% -ным ходом – иными словами, цена продажи на 5% превысила стартовую. В конце концов объект был продан за 7 млрд. 230 млн. рублей. По условиям договора инвестор должен выполнить ряд обязательств. Например, сохранять профиль предприятия в течение пяти лет и количество рабочих мест на данный период. Заметим, что фирма, приобретшая 97,7% акций, дала слово инвестировать в городскую торговлю не менее 3 млрд. рублей.
Итак, новым собственником торгового комплекса ОАО «Брест-Юбилейный» стала фирма «АЛСЕМ», которая входит в структуру компании «АЛМИ». Эта транснациональная компания была создана в 2006 году и нынче широко представлена на рынке России и Беларуси, где у нее весьма разветвленная сеть крупнейших магазинов. Это шесть торговых точек в Минске, гипермаркет в Гродно и супермаркет в Пинске – всего в Беларуси функционирует в системе «АЛМИ» 16 магазинов. Заключая договор, коммерсанты «АЛМИ» заявили, что готовы, не откладывая дело в долгий ящик, приступить к коренной реконструкции и модернизации «Юбилейки».
И вот час «Х» (т. е. начало реконструкции «Юбилейки») наступил. Как нас проинформировал директор ОАО «Брест-Юбилейный» Яков Родак, который, по сути, является менеджером «АЛСЕМ» на данном объекте, с 26 сентября здесь начались строительные работы.
Из официального письменного ответа, который предоставила дирекция ОАО «Брест-Юбилейный» редакции «БК», следует: «В соответствии с пунктом 5.1. Договора купли-продажи акций на аукционе от 21.12.2009г. (далее – Договор), заключенного между Брестским городским исполнительным комитетом и Обществом с ограниченной ответственностью «АЛСЕМ», в срок до 1 июля 2011 года должна быть произведена реконструкция здания по адресу ул.Московская, 328, включая замену технологического оборудования.
Во исполнение указанного пункта Договора, в соответствии с решением Брестского городского исполнительного комитета от 22.02.2010г. №325, была разработана проектная документация по объекту «Реконструкция торгового центра по ул. Московской, 328 г.Бреста».
В соответствии с принятым ОАО «Брест-Юбилейный» решением, 27 сентября 2010 г. все его торговые объекты, расположенные по адресу г. Брест, ул. Московская, 328, закрываются на период реконструкции, которая завершится во втором квартале 2011 года.
Проектом предусмотрена замена систем водоснабжения, канализации и электроснабжения. Вышеуказанные сети частично проложены по территории рынка. Кроме того, проектом предусмотрен также сквозной проезд автотранспорта поставщиков товаров через хозяйственный двор и территорию рынка.
Предположительный срок проведения работ по замене сетей — с октября 2010 г. по май 2011г.
Но что же ждет «Юбилейку» после завершения реконструкции? На двух этажах на площади 2000 кв.м будет открыт современный супермаркет, для удобства покупателей станет функционировать эскалатор. Привычного для брестчан ресторана на втором этаже проектом не предусмотрено. Но огорчаться не стоит. Как заметил Яков Родак, с целью сохранения мест общественного питания в цоколе планируется открыть ресторан «Пиццерия».
Что касается трудового коллектива торгового комплекса, директор ОАО Яков Родак подчеркнул: открытое акционерное общество, несмотря на то, что контрольный пакет акций перешел в портфель нового собственника, живет и работает. Правда, часть людей уволилась. Тем, кто остался, на время строительства предоставлен отпуск с сохранением 2/3 тарифной ставки (оклада).
Отдельным вопросом стоит сохранение статуса рынка. Загвоздка здесь в том, что планом реконструкции торгового объекта (как мы отмечали выше) предусмотрена прокладка второго выезда с хозяйственного двора, который как раз пройдет через территорию рынка и бывшую площадку, где продавали пиво. В результате 37 роллетных палаток попали в зону строительства дороги. На период производства работ, как говорит директор комплекса, нужно перенести (временно!) эти палатки на свободные площади (они есть). Кстати, в целях сохранения рабочих мест индивидуальных предпринимателей была создана совместная комиссия из представителей администрации ОАО «Брест-Юбилейный» и Совета рынка. Именно этой комиссией было принято решение о временном переносе 37 торговых палаток. Правда, у некоторых предпринимателей, работающих на рынке «Юбилейный», появились еще летом тревожные настроения по поводу его дальнейшей судьбы. И в конце августа они обратились с коллективным письмом в горисполком с вопросом, будет ли ликвидирован рынок вообще. Как нам стало известно из официального ответа в редакцию Якова Родака: «Вопрос о ликвидации рынка ОАО «Брест-Юбилейный» не рассматривается. Решение Брестского горисполкома по данному вопросу также не принималось».
Но все же предприниматели выразили в беседе с корреспондентом «БК» свои сомнения. Почему бы представителю нового собственника – фирмы «АЛСЕМ» не встретиться с торговым людом и не рассказать о перспективах проекта? Второй вопрос: за чей счет будет осуществлен пусть и временный, но перенос 37 торговых роллет? Ну что ответить – ведь даже с корреспондентом «БК» представитель «АЛСЕМ» разговаривать наотрез отказался: мол, интервью он давать не уполномочен… И еще один момент. Согласно проекту, уже реконструированный и модернизированный ОАО «Брест-Юбилейный» гостеприимно откроет двери в конце июня 2011 года. Новый собственник понимает, что за это время объект потеряет своего покупателя. Вот почему сегодня выстраивают стратегическую задачу: после ввода в строй объекта покупатель сюда должен вернуться. А этого можно ожидать только в случае, если будут внедрены самые современные европейские технологии, не говоря уже об изобилии товаров и конкурентных ценах.
Кстати
Как сообщает интернет-издание «Ежедневник», торговая сеть компании «АЛМИ» принадлежит бизнесмену Александру Зарибко. Совладелец одного из крупнейших российских ритейлеров ГК «Виктория» А.Зарибко, собственно, и открыл этап скупки иностранцами магазинов в Беларуси. Однако Зарибко нельзя называть иностранцем, ведь сам он родом из Пинска, учился тут и только после военной службы обосновался в Калининграде, где зарождалась сеть «Виктории». В Беларуси, если исходить из данных официального сайта компании, сейчас у А.Зарибко 11 магазинов под брендом «АЛМИ» и три – под брендом «ЗАКРАМА». В конце 2009 года Зарибко сделал существенное приращение своей строящейся розничной империи – купил ОАО «Брест-Юбилейный».
Ответить