Поговорим без эмоций. Вначале цифры и факты.
В 1994 году количество приговоренных к смертной казни в Беларуси составило 25, в 1998-м — 47 человек (это был пик за все последние полтора десятка лет).
Новый век оказался милосерднее. В 2005 году к смертной казни были приговорены 2 человека, в 2006 — 9 человек (прирост дали дела по крупным бандам). В минувшем 2009 году таких приговоров было два – оба приведены в исполнение в марте нынешнего года. Одним из казненных был 25-летний житель Солигорского района Александр Жук, признанный виновным в убийстве двух работников СПК «Большевик-Агро», перевозивших деньги для выплаты зарплаты. Другим – Василий Юзепчук, 30-летний дрогичинец, обвиненный в серийном убийстве сельских бабушек.
В нынешнем 2010 году к смертной казни в РБ были приговорены 3 человека.
Добавим к этому, что в настоящее время в Беларуси 142 заключенных отбывают пожизненное наказание за тяжкие преступления. Кстати, такая мера наказания была введена в 1997 году, уже после памятного референдума.
Приговоренные к жизни
Не будем забывать, что смертный приговор, выносимый преступнику, «приговаривает» и его близких. Об этом – письмо брестчанки-правозащитницы Снежаны Невдах, отправленное осенью нынешнего года в Администрацию Президента Республики Беларусь:
«Здравствуйте, уважаемый Александр Григорьевич!
Пишет Вам Снежана Невдах из города Бреста. Хотя я понимаю, что адресованную Вам корреспонденцию читаете не Вы лично, но надеюсь, что просьба моя будет услышана и решение примите Вы. Я очень хочу помочь одной женщине – Светлане Жук, которая живет в городе Солигорске. Ее сын Андрей Жук был осужден и приговорен к исключительной мере наказания – смертной казни в июле 2009 года. Приговор был приведен в исполнение в марте этого года.
Мне сложно понять, какое наказание пугает осужденного больше – смерть или пожизненное заключение, но те, кто приводит приговор в исполнение, по сути, совершают то же, что и осужденные. Я их не осуждаю, но и не понимаю. Сына Светланы уже не вернешь, его осудили, приговор привели в исполнение. Для матери потеря сына – это горе. Но Светлана Жук страдает еще и оттого, что ей не выдали тело ее ребенка, которого она выносила под сердцем, вырастила и так ужасно потеряла, мучаясь в воспоминаниях, что же она сделала не так. Ведь в роддоме с рождением ребенка инструкцию по воспитанию никто не прилагает, и каждая мать воспитывает, как ей кажется правильным и как подсказывает ей сердце.
Сын уже наказан за содеянное, зачем наказывать всех его близких? Я знаю, что по закону тело не выдают, только причина мне неизвестна. Но если выдать тело невозможно, то мать хочет знать хотя бы место захоронения сына. Ведь это единственное место, где она сможет с ним попрощаться и поплакать над его могилой, а не в пустоту, которая терзает ее сердце и душу.
Уважаемый Александр Григорьевич, очень Вас прошу помочь этой семье! Мне хочется ей помочь, но я не знаю как!? По всей видимости, Вы единственный, кто может разрешить этот вопрос. Пусть Светлана обретет частичку утерянного спокойствия и душевного равновесия. Пусть мать скорбит о потере сына над его могилой, ведь это самое малое, что она может получить на пути к смирению с реальностью, которая внезапно вошла в ее жизнь, которую никто не ждет и о которой никто не думает…
Александр Григорьевич, пожалуйста, помогите Светлане!
С уважением, Снежана Невдах».
На днях С.Невдах получила ответ:
«Уважаемая Снежана Валерьевна!
В Национальном центре законодательства и правовых исследований рассмотрено Ваше обращение, поступившее из Администрации Президента Республики Беларусь, по вопросу внесения изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (далее – УИК) и сообщения о месте захоронения приговоренного к смертной казни А.Жука.
Ваше предложение о внесении изменения в УИК будет рассмотрено рабочей группой в рамках подготовки проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь», разработка которого предусмотрена проектом плана подготовки законопроектов на 2011 год.
Первый заместитель директора А.Г.Макаревич».
Двигаемся к отмене?
Андреа ХУБЕР, заместитель руководителя отдела «Европа и Центральная Азия» организации «Международной амнистии» (из интервью Deutsche Welle): «Ситуация вокруг введения моратория на смертную казнь в Беларуси похожа на шизофрению. С одной стороны, есть позитивные сдвиги, например, создание в белорусском парламенте рабочей группы по изучению проблематики смертной казни, а также готовность вести диалог для решения вопроса о введении моратория. Но, с другой стороны, когда речь заходит об отмене смертных приговоров в конкретных случаях, можно наблюдать негативную тенденцию. Как известно, два человека были казнены в марте 2010 года. Кроме того, кассационные жалобы еще двух приговоренных Верховный суд отклонил, и еще один человек пытается обжаловать приговор».
Николай САМОСЕЙКО, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству и судебно-правовым вопросам:
«На сегодняшний день 140 стран отменили смертную казнь или ввели мораторий на ее применение. Европа — единственный в мире регион, в котором практически повсюду (за исключением Беларуси) смертная казнь запрещена законом, т.е. отменена либо на нее наложен мораторий.
Суды все реже выносят приговоры с наказанием в виде смертной казни. После 1999 года, когда вступил в силу новый Уголовный кодекс с новым наказанием в виде пожизненного заключения, число смертных приговоров сократилось в 23 раза (!): с 47 в 1998 году до 2 в 2009-м.
…Цифры свидетельствуют, что смертная казнь не является превентивной мерой или фактором, сдерживающим рост преступности. Из этих данных также видно, что наша страна постепенно и планомерно приближается к необходимости введения моратория на смертную казнь. Убежден, что для этого в Беларуси уже назрели объективные предпосылки».
Тяжкое право
А вот как излагает свои мысли по этой проблеме философ, доктор богословия Ольга Седакова. На вопрос «Что происходит с человеком, который совершает ряд тяжких преступлений? Не переступает ли он ту грань, за которой он перестает быть человеком?» — она ответила так:
«Я думаю, самое большое, что можно сказать об этом человеке, кем он перестает быть — он перестает быть членом общества, он перестает быть социальной личностью, поэтому справедливым наказанием было бы изолировать его от общества. Но человеком он не перестает быть никогда, потому что, если обратиться к богословским посылкам, то само бытие человека и есть в каком-то смысле образ Божий. И пока человек жив, этот образ не исчезает. Как пишут некоторые святые отцы, подобие Божие человек потерять может — преступник подобие, наверно, теряет. Но образ Божий нельзя потерять до того момента, пока человек жив. И я думаю, не дело человека или анонимной инстанции брать на себя право лишать человека жизни. Хотя инстанцию, выносящую приговор о смертной казни, нельзя назвать анонимной. Такой приговор выносится от лица государства, то есть от имени каждого из нас. Это очень хорошо чувствовали русские писатели. Лев Толстой говорил, размышляя о смертной казни в России: не хочу быть виноватым. Если человек представляет, что от его лица, как от лица гражданина страны, выносится решение об умерщвлении, физическом умерщвлении, даже самого страшного злодея, что он лично в этом умерщвлении участвует, он это решение с легкостью не примет».
Как поступали древние греки
Этот юридический прецедент совершился 2500 лет назад в Древней Греции. Там во времена Пелопонесской войны город Митилена восстал против Афин и переметнулся на сторону противника. Разгневанные афиняне, захватив Митилену, решили жестоко наказать изменников и предать казни мужское население города, а женщин и детей обратить в рабство. Тогда в Народном собрании схлестнулись два афинских публичных деятеля – Клеон и Диодот. Первый убеждал, что надо всех казнить безотлагательно, «ведь спустя некоторое время гнев пострадавшего смягчается, и он менее строго карает обидчика». То есть требовал зуб за зуб. Второй говорил: ничего подобного, преступников смертным наказанием не устрашишь, – «то бедность, угнетая человека, внушает ему дерзкую отвагу, то избыток, в сочетании с высокомерием и самомнением, возбуждает в нем стремление искать еще большего». Это всё описал историк Фукидид. Аргументы, как видим, приводились примерно те же, что и в нынешних дискуссиях.
В споре древних греков победил Диодот. Народное собрание Афин проголосовало против казни митиленцев, хотя грехов за ними водилось немеряно – на десяток расстрельных статей.
А мы продолжаем дискутировать…
Справка «БК»
Применение смертной казни по странам мира
58 сохраняют смертную казнь в рамках закона и практики;
95 ее отменили;
9 сохранили к качестве наказания за преступления, совершенные в исключительных обстоятельствах (например, в военное время);
35 позволяют использовать её для обычных преступлений, однако по факту не применяли её, по крайней мере 10 лет, утвердив практику не осуществления казней, или принятия моратория.
0 комментариев
Anonymous User
06.12.2010 в 08:49anonim
06.12.2010 в 08:49Тема, которая была затронута в «БК» от 02.12.2010 под заголовком «Не вели казнить» очень актуальна и волнует общество. Поэтому, такие проблемы нельзя решать где-то кулуарно, а следует выносить на всеобщее обсуждение.
1. Прежде всего, начну с убойного «кухонного» аргумента, который Вы привели. Дело в том, что так думает большинство населения и, поверьте, мало кому хочется, чтобы какой-нибудь отморозок (а по другому лиц, приговоренных к «вышке» назвать нельзя) сидел пожизненно за счет налогоплательщика, в том числе и за счет семей несчастных жертв. Кроме того, нет никаких гарантий, что он не выйдет на свободу через каких-нибудь 20 (а то и меньше лет) по УДО, очередной амнистии, или просто элементарно бежав, либо подкупив администрацию, что в реалиях всего постсоветского пространства довольно просто.
2. Пример отмены смертной казни и результат этого у всех нас перед глазами – Россия. Такого беспредела, который творится сейчас у нашего восточного соседа мир еще не видел. Терроризм, разгул наркоторговли, криминальный передел собственности и просто бандитизм – все смешалось только в одной Кущевской. А сколько таких районов на огромную Россию, где бал правят не законные власти, а последние отморозки, смешавшиеся с этой властью? На педофилию и изнасилования уже и никто не обращает внимание, это как бы в порядке вещей. Я не хочу повторения подобного в Беларуси. Психология любого человека устроена так, что прежде чем совершить преступление, он подумает о последствиях. И если он знает, что за все свои фокусы его казнят, он триста раз подумает, прежде чем что-то сделать.
3. Государство имеет право на свою защиту, и оно обязано защищать своих граждан, а не устраняться от этого. Сейчас модно кивать на мнение правозащитников, «смертная казнь ¬– негуманно», это нарушает права человека… Но, почему какой-то бандит имеет право нарушить права человека, лишить его жизни, чести и т.д., а государство не может его покарать, т.к. идет нарушение прав человека. У бандита, убившего человека, а то и несколько, не должно быть равных прав с нормальными людьми. Это противоестественно. Наконец, где были правозащитники, когда творился беспредел в Кущевской, и не только в ней одной? Где были так называемые казаки? Или они способны только щеголять на парадах и лепить друг другу медальки?
Почему я киваю на Россию? Потому, что к моему глубокому сожалению, восточнославянские народы: русские, белорусы и украинцы практически похожи друг на друга. Ослабь власть чуть-чуть контроль и народ станет неуправляем, и «пошла плясать губерния…». Яркий пример этого на востоке от нас. Если кто-то считает, что белорусы не такие, заблуждаетесь, ребята! Наш «безбашенный» менталитет устоялся за века и так просто его не переделаешь.
4. Теперь главное. Сейчас все ставят в пример Европу, там нет смертной казни. Это правда. Но Европа шла к этому веками, она пережила костры инквизиции, самодурство «просвещенных» монархов, лагеря смерти и т.д., прежде чем научиться ценить человеческую жизнь. Наш человек к своей жизни относится наплевательски, тем более он не будет ценить чужую. Поэтому на данном этапе эту функцию следует оставить за государством. Прежде чем отменять у нас смертную казнь, следует поднять уровень жизни населения до европейского. Большинство преступлений – от нашей жизни. У нас же всегда телегу ставят впереди лошади: цены подняли до мировых, про зарплаты слышим сказки. Киваем на европейские ценности, сами же, извините, до сих пор гадим мимо очка и плюем соседу на голову. Нельзя так, как говорил покойный Черномырдин, «в растопырку постоянно…»
5. Маленький пример. В благополучных США, где уровень жизни не сравнить с нашим, большинство штатов сохраняют смертную казнь, а кое-где и несколько ее видов. И чувствуют себя прекрасно, не заворачиваясь на сказки о правах человека. В другой стране, с которой мы теперь активно дружим – в Китае – казнят по несколько сот человек в год, также, не особо отвлекаясь на «права человека». И буквально недавно узнал один факт: в Китае за убийство тигра на территории страны полагается смертная казнь. Но тигриный бизнес процветает. Граждане Китая едут в Россию, там стреляют (также незаконно, но за это полагается лишь штраф) тигров и переправляют шкурки на родину. Это в ответ о словах уважаемого депутата Самосейко, приведенных в той же статье что «смертная казнь не является …фактором, сдерживающим рост преступности». Если это не является таким фактором, тогда комментарии излишни.