«Родилась новая звезда…»
«Отец и дед Виноградовы были из военных. Мать и бабушка имели театральные наклонности. Отец Петр Михайлович служил в Брест-Литовской крепости. Там он женился, крестил своих детей», — рассказывала она в своих воспоминаниях. Родилась Ольга Петровна в 1890 году, а в десять лет потеряла отца. Молодой офицер командовал ротой разведчиков, на учениях повредил позвоночник и вскоре умер. Мать осталась одна с пятью детьми. В пятнадцать лет Ольга начинает жить самостоятельно и переезжает в Петербург. Сначала устроилась в портновский цех, а в 1907 году перешла работать в типографию. Здесь она и познакомилась со своим будущим мужем — знаменитым советским писателем-историком, лауреатом Сталинской премии, Василием Григорьевичем Янчевецким, писавшим под псевдонимом В. Ян.
Именно муж и его друзья, впервые услышав голос Ольги, настояли на профессиональном обучении. После первого ее выступления на большой сцене в 1910 году столичные газеты писали: «Родилась новая звезда, затмившая всех певиц!» С началом Первой мировой войны Василий Григорьевич уезжает представителем Русского типографского агентства в Стамбул, а Ольга в 1915 поступает Драматическую школу Петровского, где изучались балетные танцы, манеры держать себя в обществе, история искусств и театра. Параллельно она занимается в частной оперной школе Вирджинии Домельи, в прошлом – итальянской оперной звезды. Та запрещала петь песни и романсы, настаивая на обучении исключительно оперной манере: «Береги горло, это твой инструмент, а он у тебя золотой. Будешь меня слушать и хорошо учиться, и ты покоришь весь свет…» В 1917 Ольгу приняли в студию театра музыкальной драмы, где ее первой ролью должна была стать Кармен. О такой роли мечтают все начинающие оперные певицы, но… Но произошел переворот, который перевернул жизнь миллионов людей и всей страны. Из голодного Петербурга пришлось уехать в Севастополь к родственникам, а затем в Румынию – на встречу с мужем и сыном. Под Новый год она возвращается в Петроград: «Всё, на что я надеялась, разрушилось. Музыкальная драма, где я должна была петь, закрылась. Все друзья, артисты и покровители разъехались и разбежались кто куда. Город жил одной революцией».
В начале 1918 года Ольга Петровна уезжает в Крым. Здесь она выступает на эстраде. Критики выделяли ее из числа других певиц за владение хорошей дикцией, сдержанность и самостоятельность интерпретаций. Заработки были приличные, но постоянные мысли о потерянных муже и сыне не оставляли ее. Она надеялась, что муж не вернется в Россию, в пучину хаоса войны и нищеты, что он, как и многие другие, останется за границей. Но Василий Григорьевич вернулся в Россию еще весной восемнадцатого и уехал в Сибирь. «Я узнала об этом слишком поздно. А тогда я растерялась, не знала, что делать. Как артистка, я имела все блага и у себя на родине, и эмиграция мне совсем не была нужна. Но этот хаос, кровопролитие, все в неизвестности… Брат убивает брата, и конца этому не видно…» В конце 1920 года из Стамбула она вместе с тысячами беженцами на пароходе прибывает в Сербию.
«Я потеряла голос. Надолго»
В Сербию Ольга Петровна приехала совершенно без денег и со сценическим нарядом боярыни в чемодане. Она устроилась в музыкальный театр, созданный эмигрантами, который гастролировал по островам Адриатического моря. Но вскоре начала сольную карьеру и быстро завоевала популярность. До нее дошли слухи, что муж и сын погибли в Советской России. В это же время она встречается с Юрием Азбукиным, который тоже потерял жену и детей. Так что это была встреча двух одиночеств. Вместе они пережили эмиграцию, оккупацию Югославии немецкими войсками во время Второй мировой войны. Он стал ее аккомпаниатором и аранжировщиком. Вместе они прожили до его смерти в 1969 году. Во время войны фашисты предлагали огромные гонорары за ее выступления, но она отказывалась, сказав однажды высокопоставленному офицеру: «Я потеряла голос. Надолго».
Встреча с сыном
После смерти Сталина отношения между Советским Союзом и Югославией постепенно восстанавливались. В Югославии стали издаваться книги советских авторов. Как-то подруга принесла повесть В. Яна «Чингис-хан». Так Ольга Петровна узнала, что муж и сын живы. Она стала их разыскивать. Но в 1954 году Василий Григорьевич умер, а с сыном Михаилом она все же увиделась в 1970-м в Москве. Несколько раз он смог приехать к ней в Белград. До самой смерти в 1978 году Ольга Янчевецкая выступала с концертами, снималась в кино: «… в свои почти 80 лет я выступала больше, чем в молодости». К сожалению, как это часто у нас бывает, за границей Ольгу Янчевецкую знают и любят больше, чем на родине.
В Югославии вышла книга о ее жизни «Королева русского романса», а за фильм «Ольга Янчевецкая» сербский режиссер Анита Панич была удостоена дипломам «За яркий рассказ о судьбе неординарной личности» на XIX Московском кинофестивале.
Ответить