Журналисты «БК» встретились с руководством торгово-производственного унитарного коммунального предприятия «Плодоовощ». Директор Михаил Панасюк сообщил, что по сравнению с прошлым сезоном заготовка плодоовощной продукции возросла более чем на 10% (а это свидетельствует о повышении спроса горожан на продовольствие, а значит, и на качество товара). Так, при задании (читай — государственный заказ) 880 тонн картофеля фактически заготовлено 990 тонн, капусты соответственно 630 и 668 тонн, моркови 205 и 209 тонн, свеклы 180 и 187 тонн, лука репчатого — 290 и 300 тонн.
Естественно, «БК» поинтересовался у дирекции «Плодоовоща», наблюдались ли какие-то особенности заготовки продукции в этом году. Да, подтвердил Михаил Леонтьевич, нюансы были. Так, сказалась засуха в России и Украине, где повышенным спросом нынче стал пользоваться белорусский картофель. И здесь необходимо подчеркнуть, что закупочные цены как для производителей, так и заготовителей устанавливают (по согласованию с Министерством экономики РБ) областные исполнительные комитеты — (в частности, для нашего региона цены предложило управление ценовой политики Брестского облисполкома). Так вот, вернемся к нашей бульбе. Экспортные цены на нее возросли до 1300 рублей за 1 кг. В то время как закупочная цена картофеля для того же стабилизационного фонда составила только 850 рублей за 1 кг. Понятно, что многие руководители сельскохозяйственных производственных кооперативов сделали ставку на вывоз «второго белорусского хлеба» за кордон. Чтобы не возникло аврала с закладкой картофеля в стабилизационный фонд, местной власти пришлось включать административный ресурс. Было в оперативном порядке проведено заседание Брестского облисполкома, на котором определен перечень хозяйств, обязанных поставлять по государственным закупочным ценам свою продукцию на внутренний рынок.
Вообще вокруг цен на сельхозпродукцию в осеннее-зимний период море вопросов. Жесткое государственное регулирование цен (как упоминалось выше) касается и производителей, и заготовителей. Но у каждой медали две стороны. Скажем, хозяйство произвело товар и положило его в хранилище у себя дома. Тому же брестскому «Плодоовощу» в свои холодильники товар из села надо доставить собственным транспортом. А потом, чтобы продать — развезти по магазинам, фирмам, детским садам, что естественным образом приводит к значительному увеличению затрат по заготовке овощей и уменьшению доходности от их реализации.
Свободное ценообразование на сельхозпродукцию, о чем так часто говорят работники торговли, в первую очередь стимулировало бы производителей выращивать продукцию длительного хранения, а заготовительные организации сохранять ее до июня для реализации на внутреннем рынке, что приведет к значительному уменьшению импорта в мае — июне.
Гибкое ценообразование, с учетом спроса и предложений, позволило бы «Плодоовощу» самостоятельно зарабатывать средства для планомерной модернизации и реконструкции производственной базы. А таких планов у руководства много. В настоящее время выполняется реконструкция квасильно-засолочного цеха, в перспективе организация логистического центра и благоустройство территории.
И еще, что радует в работе «Плодоовоща»: за последнее время здесь значительно выросли объемы заготовки и реализации населению квашеной капусты, соленых огурцов, помидоров, моченых яблок. А это, по сути, новая ниша рынка. Именно реконструкция производственных цехов, установка новых технологических линий позволит расширить линейку товарной продукции. Но ведь ее надо выгодно продать.
Ответить