Советская классика
Это, конечно, машина, которую величают довольно пафосно — «золотые ручки». А иногда – «тещины ручки». Называется — лаповый снегопогрузчик КО-206А. У него дизельный двигатель, который за час работы съедает 10 литров топлива, загребая и грузя в самосвал около 40 тонн снега. Вспомним ещё и мощную машину на базе «Урала», на которую навешивается шнеко-роторное оборудование. Мощная машина счищает и отбрасывает снег. Однако «Уралов» у нас всё меньше, да и расход топлива у них очень велик.
Как не вспомнить и военную технику. Например, тепловую машину ТМС-65 на шасси Урал-375Д. Выглядит, как огромный фен на колёсах. Основное предназначение – дезактивация техники. Самолетный двигатель теоретически должен был сдувать радиоактивную пыль с боевых машин. А в зимнее время эта махина использовалась для чистки аэродромов: струя раскаленного газа буквально сдувала лед и снег с бетона взлетно-посадочной полосы.
Современный финский вариант
Поскольку снега в Финляндии больше, чем у нас, значит и опыта будет побольше. Есть у них специфический грузовик Sisu Works. Полная масса — 32 тонны, это почти танк. Двигатель — 13-литровый Caterpillar мощностью 500 л.с. Такая мощь позволяет чистить снег на скорости 90 км в час. Есть там и специфическое устройство, «граниторазбрасыватель»: оно рассыпает гранитную крошку, причем применяют ее многократно. Весной собирают с обочин, очищают — и берегут до следующей зимы. Мы же привыкли к песку, смешанному с солью.
А что делает эта машина летом? В теплое время плуги меняют на щетку, в кузов устанавливают бочку — и грузовик отправляется мыть дорожное полотно. Если к переднему бамперу крепится плунжер высокого давления, та же машина отмывает дорожные знаки и указатели. А в свободное время грузовик освобождается от всех навесок и работает обычным самосвалом на дорожном строительстве.
Навесное оборудование быстросменное: его установка и съем занимают несколько минут. Плуги делает финская фирма Arctic Machine, кузов — Jorpe, разбрасыватель — датская Epoke, гидравлику поставляет Hyva. Сколько стоит такая машина? В прошлом году Sisu Works в полной комплектации стоил 230 тысяч евро, из них 50 тысяч евро — передний отвал и разбрасыватель. В кабине GPS-навигатор и ноутбук, в котором водитель отмечает время и вид работ. Итак, крейсерская скорость при снегоуборке — 80—90 км/ч, а при этом нужно постоянно следить за показаниями приборов и манипулировать кнопками и джойстиками. Если впереди поворот — водитель меняет угол установки плуга, заметил ледок — опускает нож, на подъеме увеличивает скорость разбрасывания гранитной крошки, перед автобусной остановкой складывает боковой отвал. Вот такой монстр…
А что у нас?
Естественно, большинство техники для уборки снега – «Амкодор» и на базе тракторов «Беларусь». На улицах города и мини-тракторы, и более солидные. Машина, безусловно, хороша. Правда, довелось увидеть, как и она пасует перед снегом. Трактор вёз еловый лапник к ЦУМу для оформления новогодней ёлки. Однако начал пробуксовывать на обледеневшем снегу, пришлось вызывать тягач на помощь.
Появилась у нас на улицах и импортная техника. Это модели «Маниту» и «Бобкэт». Они на вооружении у коммунальных служб. Техника, безусловно, дорогая. Однако, как и в упомянутом выше финском варианте, к этим машинам идет много дополнительного оборудования. На сайте «Брестзеленстроя» утверждается, что час аренды этого «Бобкэта» — около 50 тысяч рублей. Если лень чистить – звоните и заказывайте. Хотя сомнительно, что есть свободные машины. Вот и прикидывайте, сколько денег стоит уборка снега в городе.
Что касается песка, которым посыпают улицы, известная всем куча, которая раньше была рядом с Варшавским шоссе, перекочевала в район Южного. Уже летом можно было заметить, как бульдозеры перемешивают песок с солью (по всей видимости, отходы с шахт в Солигорске). Образцы этой соли вы можете в виде белого налета обнаружить на своей обуви. Так что зима не для всех пришла неожиданно.
Ответить