Луис Грюнберг
Он родился в тихом провинциальном городе над Бугом 3 августа 1884 года. Вскоре его семья эмигрировала в США, обосновавшись в Нью-Йорке, где отец зарабатывал на хлеб, играя в различных оркестрах на скрипке.
С ранних лет у мальчика открылся талант игры на фортепиано, и уже в восемь лет он начал учиться в Национальной консерватории в Нью-Йорке, которую возглавлял тогда великий чешский композитор Антонин Дворжак.
Отец и сын гастролировали по стране с сольными концертами, изредка играя в оркестрах и джазовых ансамблях. Незадолго до начала Первой мировой войны Луис отправляется в Европу, в Венскую консерваторию. Там он берет уроки у замечательного композитора и пианиста Ферручо Бузони, который в своих произведениях часто использовал этническую и народную музыку, и это оказало огромное влияние на молодого музыканта. Перед тем как вернуться в Америку, Грюнберг успел попутешествовать по Европе с величайшим тенором той эпохи Энрико Карузо в качестве его аккомпаниатора и пианиста.
По возвращении в Штаты в 1919 году Луис Грюнберг пишет свое первое большое симфоническое произведение. «Холм мечтаний» тут же был оценен публикой и критикой и получил престижную премию Флаггера. Это помогло молодому композитору отойти от концертной деятельности и сконцентрироваться на сочинительстве. С начала двадцатых годов он экспериментирует с симфонической музыкой, вводит в нее элементы джаза и рэгтайма. Эти творческие эксперименты требуют теоретического обоснования, и Грюнберг на протяжении двадцатых годов публикует свои статьи на страницах музыкальных журналов, одна из которых была напечатана даже в Советском Союзе в первом журнале о джазе в 1926 году.
Тридцатые годы стали кульминацией творчества Луиса Грюнберга. В 1933 году нью-йоркская Метрополитен-опера ставит его экспрессионистскую оперу «Император Джонс» по одноименной пьесе Юджина О`Нила. Опера шла с огромным успехом в течение двух сезонов. Это произведение стало в один ряд с такими, как «Порги и Бесс» Гершвина и «Новости дня» Хиндемита. С 1933 по 1936 год Грюнберг возглавляет кафедру композиции музыкального училища в Чикаго и активно работает в кино. Первым опытом стала работа в документальном фильме «Борьба за жизнь» о родах в трущобах Чикаго. А затем на экраны вышли фильмы, ставшие классикой американского кино, в которых звучала музыка Грюнберга: «Дилижанс», «Вся королевская рать», «Умная женщина», «Триумфальная арка», «Зыбучий песок». Не единожды он был номинирован на «Оскара» за лучшую оригинальную музыку.
В 1944 году Грюнберг пишет «Концерт для скрипки с оркестром» специально для величайшего скрипача Яши Хейфеца. Этот опус, длящийся в исполнении Хейфеца 38 минут и состоящий из трех частей, наполнен какой-то невиданной простотой, теплотой и живым юмором.
Последние двадцать лет жизни Луис Грюнберг провел в уединении в своем доме в Беверли-Хиллз в Калифорнии и дружил, похоже, только с Арнольдом Шёнбергом, крупнейшим представителем экспрессионизма в музыке и таким же неистовым экспериментатором. За эти годы он написал пять симфоний, четыре оперы и оратории, озаглавленные им как «Песни Веры».
Умер Луис Грюнберг в Беверли-Хиллз в 1964 году в возрасте восьмидесяти лет.
Исидор Фрид
Родившийся на рубеже столетий, в 1900 году, в Брест-Литовске, Исидор Фрид в чем-то повторил судьбу Луиса Грюнберга. Семья решила перебраться в США, когда ему исполнилось три года. Фриды обосновались в первой столице Штатов, в Филадельфии, где глава семейства стал владельцем небольшого музыкального магазина. Начав играть на фортепиано в семь лет, уже к девяти Исидор сочиняет собственную музыку.
Музыкальное образование он продолжил в Пенсильванском университете, где уже в восемнадцать лет получил степень бакалавра в области музыки. По окончании университета Фриду предложили место преподавателя в Институте музыки Кертиса, где он провел следующие пять лет. В 1923 году Фрид уезжает на пять месяцев в Берлин, где берет уроки у одного из самых эксцентричных учеников Ференца Листа – Иозефа Вайсса.
В качестве композитора Исидор Фрид дебютировал в 1926 году на концерте, организованном Обществом Камерной музыки Филадельфии. Программа состояла из нескольких произведений, но одно из них – «Рапсодия для кларнета, струнного квартета и фортепиано» — было особо отмечено публикой и критикой и не раз исполнялось в Эолийском зале в Нью-Йорке на Манхэттене, одном из самых престижных концертных залов Америки.
В 1928 году Исидор Фрид переезжает в Париж, где учится у известнейших музыкальных педагогов того времени – Эрнеста Блоха, Венсана Д`Инди и Нади Буланже. Прожив семь лет в Париже, композитор возвращается в Филадельфию и основывает Камерный оркестр и «Лабораторию композиторов». «Лаборатория» — уникальный для того времени проект. Она помогала молодым композиторам представлять свои новые произведения. Многие из сочинений, представленных «Лабораторией», исполнялись как часть ежегодной серии Камерного оркестра.
Помимо композиторской и концертной деятельности Фрид продолжал работать как педагог и теоретик музыки. С 1937 года он преподает в TEMPLE UNIVERSITY – одном из крупнейших университетов Америки, а в 1944 году возглавил Композиторское отделение в Музыкальном Фонде Джулиаса Харта в Коннектикуте. По заказу этого Фонда Фрид написал оперу «Принцесса и бродяга», премьера которой состоялась 13 мая 1948 года.
Последнее десятилетие своей жизни (а умер Исидор Фрид 10 ноября 1960 года в Нью-Йорке) прошли в теоретических исследованиях еврейской духовной музыки. Он опубликовал целый ряд работ, посвященных гармоническому строю традиционной еврейской музыки и ее связям с европейской. В своем творчестве он сконцентрировался на сочинении литургий.
На верхнем снимке — Л.Грюнберг и Я.Хейфец
И.Фрид – первый слева
Ответить