Восемнадцать лет прошло с тех пор, как вандалы учинили расправу в Непокойчицах. Одни, орудуя лопатами, искали фамильные драгоценности. Другие, боясь исторической правды, пытались оставить в забвении прошлое своей земли, ее бывших хозяев.
Природа залечила дело рук человеческих: могильник покрылся глухими зарослями, кустарником. А красивейшее место на берегу Мухавца, где река удивительно меняет русло и по весне слышен отовсюду запах белой сирени, оказалось забытым. Заброшен и панский сад с подсохшими яблонями, охраняемыми с северной стороны аллеей вековых лип. Правда, пятнадцать лет назад урочище Непокойчицы и часть побережья вдоль реки Мухавец объявлены биологическим заказником.
Однако по-прежнему оставались разрытыми бывшие захоронения, и на земле встречались где-нигде и людские кости. «Но есть и Божий суд» — писал поэт. Об этом как раз и говорил после поминальной молитвы в Непокойчицах настоятель Свято-Покровского храма иерей Сергий:
— Дай Бог, чтоб такого больше не происходило, — сказал батюшка перед собравшимися. — Гробокопательство — самый тяжелый грех. Если мы, люди, забудем предков — забудут когда-нибудь и нас.
А мне вспомнилась давняя история, чем-то схожая с ныне упомянутой. Случилось это в брежневские семидесятые, когда все еще продолжались гонения на церковь.
Незавидная участь постигла и Свято-Владимирский храм в деревне Чижевщина, примыкающей к трассе Брест-Минск и расположенной между Кобрином и Жабинкой. Церковь была построена через сто лет после восстания под руководством Тадеуша Костюшко. В те времена на этом месте стоял монастырь, и последние ополченцы национально-освободительного движения укрывались за его стенами от превосходящей по силе конницы Суворова.
Несмотря на то, что храм оставался памятником истории зодчества, в 70-е годы ХХ века его стены содрогались от жестокой расправы. Самое страшное – по приказу директора местной школы разгром церкви устроили дети. А как спустя годы плакали их матери, каясь в содеянных их наследниками бесчинствах! Около двух десятков лет храм оставался полуразрушенным; порезанные иконы, сброшенные колокола, а в стенах храма даже разжигали костер. В начале девяностых церковь отстроили. И не без участия его настоятеля, отца Иоанна, который вместе со строителями взбирался на леса и собственноручно обновлял купола святыни…
Но вернёмся в Непокойчицы. Пришло время собирать камни-валуны с фамильными надписями и здесь. Тревогу поднял новый инспектор общества охраны природы и окружающей среды Сергей Штык. Начал стучаться в двери приемных разных ветвей власти, обращался к руководителям организаций и предприятий за помощью. Его услышали. Первый субботник состоялся весной нынешнего года. Многие горожане побывали на очистке бывшего могильника: работники местной ПМК-10, землеустроительной и геодезической служб района, Петровичского лесничества, ЖКХ и другие. Трудился со всеми и ксендз Тадеуш Ольшевский.
Продолжались работы в летнее и осеннее время. В результате появились подъездные дороги к бывшему фольварку, расчищено место захоронений и в конце концов произошло немаловажное событие — останки древнего рода были преданы земле. На одном из валунов не зря высечено: «Покой его душе».
Кстати, надписи на камнях сделаны на разных языках, что свидетельствует об уровне образованности их авторов. А вот анкета одного из наследников имения Станислава Райского: владел русским, польским, французским языками. Находясь в России, Станислав Райский отправил своим детям завещание, датированное 1843-м годом: «Унушаю дзецям маім, што па правілах рэлігіі і маралі заўседы памяталі пра сваіх карміліц да іх смерці, каб давалі дапамогу ў выпадку неўраджаю, падзяжу жывелы, клапаціліся пад час хваробы, а ў старасці давалі ласкавы хлеб».
Под «ласкавым хлебам» имелась в виду пенсия, которая назначалась работникам фольварка. На протяжении нескольких столетий (первые упоминания о фольварке датированы 1513-м годом.– Авт.) здесь строились дома для прислуги, больницы, возведен протестантско-евангелистский храм, а позже костел.
История рода Райских на Беларуси закончилась в 1939-м году, когда последняя семья вынужденно покинула родные места, уехав в Турцию. В те смутные времена был стерт с лица земли протестантско-евагнелистский храм, а позже и костел разобрали под конюшню в деревне Петровичи. Не уцелело и панское имение со всеми постройками. Одни деревья да
восстановленные у надгробий камни-валуны напоминают о прошлом.
На снимках: 1.Настоятель Свято-Покровского храма иерей Сергий (Петрусевич) 2. Камень-валун с высеченной надписью 3. Во время церемонии перезахоронения
Ответить