На площади в 134 кв.м разместилось 1700 экспонатов, подавляющее большинство которых представлено оригиналами.
Накопленные за годы подготовки экспозиции подлинные материалы дополнены первоклассными муляжами, выполненными на серьезной научной базе с помощью Академии наук РБ, других научных центров, в том числе брестских вузов. Художественное решение экспозиции выполнил художник Юрий Сухов из Минска.
Ярко представлен первобытно-общинный период берестейского края – артефактами из раскопов 32-х поселений на территории Ивановского и Каменецкого районов: из 10 тысяч предметов из раскопов, что в запасниках музея, 500 нашли свое место в новой экспозиции. К примеру, это древнейший глиняный сосуд – настоящий раритет, богатейшая коллекция каменных топоров и других предметов.
Диорама древнего поселения охотников и рыболовов не только показывает пращуров и их уклад жизни, но и доносит звуки былого (акустическое оживление помогла сделать Брестская телерадиокомпания).
В основе экспозиционной разработки – схемы, карты, таблицы, являющие картину этногенеза нашего края. В экспозиции представлено погребение древней вельбарской культуры – из раскопа бескурганного могильника у д.Петровичи Жабинковского района. Такое погребение – единственное в музеях Беларуси. Внимание посетителей привлекают серебряные римские монеты одного из самых редких кладов (а всего в музейных запасниках предметы из 18 кладов).
Большой интерес вызывают височные кольца, зерновые бусины – как этноопределяющие признаки населявших наши земли дреговичей и других племен. В связке с ними – реконструкция лица дреговичанки, а также реконструкции внешнего вида одежды ее соплеменников.
Древние славяне были язычниками, поклонялись каменным идолам. В Беларуси таких идолов было найдено всего 25, сохранилось – восемь. И две каменных бабы в экспозиции областного краеведческого музея — это настоящая гордость наших музейщиков (найдены в Жабинковском районе у д.Гробовцы и Залузье).
Феодальный период истории представлен в экспозиции генеалогической таблицей Пинских и Туровских князей. Из этого же времени – подлинная кольчуга древнего воина.
Для новой музейной экспозиции была воссоздана на пергаменте одна из страниц древней святыни Беларуси – Туровского Евангелия.
Большой раздел экспозиции рассказывает о берестейской земле в составе ВКЛ, о Грюнвальдской битве, книгопечатании в типографии Радзивилла. Воссозданный типографский станок того времени не просто статичный экспонат, а действующий. Его оживил художник Сухов и на презентации экспозиции распечатал на станке для гостей типографский знак Цыприана Базылика – известного творческого деятеля того времени.
Завершает новую часть экспозиции раздел XVIII века с интерьерной мебелью, оживленный роскошными костюмами этой эпохи.
Следующей частью музейной экспозиции станет эпоха нового времени.
Ответить