В народном календаре Пилиповка — время, наполненное беспрерывным трудом. На Брестчине до сих пор сохраняются или возрождены многие традиционные ручные промыслы. Мужчины в деревнях и местечках занимались лозоплетением, бондарством, поделками из дерева, гончарством и многим другим. Женщины обрабатывали лен, пряли-ткали из него полотно, шили одежду, вышивали ее и ручники, постилки, плели кружева.
Для этого собирались на Пилиповские вечерки в чьей-либо хате, принося туда свои прялки, веретена да кудель, помогали друг другу толокой. Кстати, первая неделя поста так и называлась — Куделица.
Чтоб работалось веселей, женщины и девушки пели — и духовные песнопения, и колядки, и лирические, беседные песни.
Накануне Миколы зимнего — теплого заступника, как называли самого почитаемого святого в народе, 17 декабря в Бресте в Общественно-культурном центре наладили очередной этноконцерт из цикла «Рух зямлі» — «Піліпаўскія вячоркі».
Фольклорный коллектив из Доропеевичского СДК Малоритского района привез в Брест на показ обычаи своего села.
Художественный руководитель коллектива Анатолий Демянко в роли радушного хозяина повел гостей — зрителей по родному селу, рассказал о его богатой истории. Известно, что на этом месте располагалась древняя стоянка пращуров, а вот первое упоминание о Доропеевичах в письменных источниках было зафиксировано в 1566 году. На родной мове ведущий отметил, что главное в нашем селе — это люди, и предложил побывать у них в гостях. С юмором рассказал о прозвищах, которые помимо фамилий носят односельчане: Степа — Степочка — Степан — это три разных рода. Есть в селе свой Царь (дети — Царуки), Король (дочь — Королева), Министр, Комендант, Ярузельский и даже Трумэн.
Но вот хозяин в тулупе предложил… телепортироваться на 200 лет назад. Вначале, «на досвитку», привел в хлев, где режут сечку, где отелилась корова. По звукам зрители этноконцерта — носители родовой памяти — узнавали, что происходит в хлеву. А хозяин показывал разные хитрые прилады, о которых рассказывал веселые были: о картофельной крутялке, о деревянном коньке и драпке, о «собачке» для съема сапог. Другие участники этноконцерта кто кошик плел или веревку, кто на прялке вил из кудели нитки, кто вышивал. А еще то пели, то шутили, то угощали соком из гарбуза-тыквы.
Побывали в хате 70-летней бабы Степаниды — руководительницы и певуньи, которая еще и детям передает свои знания в Центре народного творчества. Она рассказала, как ее прадед женился, а тут и песни пошли, гармонь заиграла, и даже юная парочка сплясала доропеевичскую польку и падеспань.
Как признались полешуки, Пилиповка в их местах была не очень строгим постом, вот и позволяла немного повеселиться.
Жила в Доропеевичах замечательная бабка Прузына, была заводилой фольклорного коллектива. Недавно она покинула этот свет. А ее внук, став церковным звонарем (прозвучала магнитофонная запись его колокольного звона), продолжил дело Прузыны — участвует в фольклорном коллективе. Как и его ровесник, что поет басом и на вечерках, и в местной церкви. Ребята спели с руководителем рождественские колядки.
Все действо происходило в окружении аутентичных малоритских строев — костюмов, расшитых ручников и других поделок — выставки, организованной сотрудниками Малоритского районного центра народного творчества. А они, эти строи, считаются самыми совершенными в Беларуси, несущими в себе великий заряд энергии, красоты и добра.
Так что этноконцерт зарядил горожан на все «постное» темное время до Рождества, до первой звезды.
Ответить