— Какой Вы видите роль нашего пограничного города, его фестиваля в геополитическом пространстве?
— Если Вы уж так ставите вопрос, то сейчас нет ни маленьких городов, ни маленьких фестивалей, а есть большая, я бы сказал, глобальная баталия за сохранение культурных ценностей. Она ведется против натиска пошлого псевдоискусства, против того, что люди обедняются духовно, везде царит культ развлечений, а настоящие, вечные, глубокие ценности остаются в стороне, их считают неинтересными, скучными и ненужными. Я считаю, что любое явление, любая инициатива, любой фестиваль, где бы он ни был, если вступает в борьбу за великую настоящую культуру — приносит огромную пользу, это очень значительно и важно в наше время. Я скажу еще больше: проводить такие акции и проекты да еще утвердить их традиционными – это подвиг. Я восхищаюсь тем, что это происходит в такое трудное время – ведь во всех странах, не только в Беларуси, кризис ударил в первую очередь по культуре. Откуда легче всего снять деньги бюджетного финансирования? Хотя, если посмотреть беглым взглядом, у вас культуре очень серьезное внимание уделяется, мне это нравится. Поэтому за то, что сохраняется такой форум, – Лилии Григорьевне Батыревой большой поклон.
— Прошел первый дневной концерт. Как Вы оцениваете увертюру к фестивалю?
— То, что к фестивалю привлекаются не только мастера (а я вижу по программе, что здесь участвуют и выдающиеся мастера с мировым именем – это, безусловно, так должно быть: если у фестиваля не будет высокого уровня, то он не будет значительным, превратится в «мероприятие» местного значения); то, что в фестивале находится место разным жанрам, и оркестрам, и солистам, и вокалу, и то, что уделяется место и молодым дарованиям, даже такого детского возраста, юношеского, и еще не известным молодым исполнителям, которые уже пошли на профессиональную сцену, но еще не приобрели имени, – мне кажется это очень ценным. Надо дать талантливой молодежи возможность посоперничать с признанными мастерами. Фестивали должны этому служить – открывать новые имена.
— Вы уже провели своеобразный мастер-класс – репетицию со сводным камерным оркестром «Еврорегион Буг». Это традиция европейская, прибалтийская, для нас она новая.
— Я бы не сказал, что это мастер-класс. Это была репетиция, но так можно назвать потому, что она была открытая, публичная. На ней присутствовали в основном профессионалы — руководители других коллективов, преподаватели-музыканты, молодежь. Очень хорошо, они посмотрели, как я работаю.
— А Вы пригляделись к оркестрам?
— Да. На таких фестивалях не может быть много репетиций. А задумка интересная – три оркестра, это очень красиво. Оркестры из разных стран, но понимающие один язык музыки. О, музыка везде понятна! Нотная запись – это одно из гениальных изобретений человечества. Люди разных национальностей ноты читают и понимают одинаково. Музыканты друг друга понимают, и я могу только пожелать политикам такого понимания и прекрасных взаимоотношений — добрых, искренних, как у музыкантов разных стран, разных народов.
Интервью взяла Любовь ПАВЛОВА
Ответить