Сохранился групповой снимок, на котором в центре запечатлена пинским фотографом бабушка Анны по материнской линии – Боша Готлиб, ее супругом был Лазарь Каган. Их дочь Сара Каган вышла замуж также за пинчанина Самуила Соколова. А уже по отбытии в Америку у них в семье в 1910 году родилась третья дочь – Анна, унаследовавшая отцовскую фамилию в том варианте, как ее записал хартфордский писарь. Отец там прожил недолго, скосила его болезнь. А вот матушка Сара поучаствовала в социалистическом движении США, была активисткой профсоюзов фабричных тружениц.
Анна же, с детских лет пластичная, тянущаяся к искусству, избрала путь служительницы Терпсихоры – музы танцев. Великолепную школу она прошла в 1930-39 г.г. в труппе знаменитой Марты Грэм, основательницы американского балетного стиля модерн. И успешно продолжила это направление танца, стремящегося не к изяществу пластики, а передаче психологических состояний. Уже в 1933 г. Анна Соколов дебютировала как хореограф с сатирическим антивоенным циклом, а в 1934 г. гастролировала в СССР. Расставшись с Мартой Грэм, в 1939 г. она создала в Мексике первый ансамбль танца-модерн «Голубой голубь», с которым работала как педагог и хореограф. Затем на протяжении долгого времени руководила рядом ансамблей как в США, так и в других странах, ставила балетные композиции для многих коллективов, до 1954 г. занималась исполнительской деятельностью.
Вершинами ее балетного творчества стали композиции, посвященные обжигающим темам ХХ века: «Плач по умирающему тореадору» (1942) по мотивам поэзии Ф. Гарсиа Лорки (музыка С. Ревуэльтаса); произведения о трагедии Холокоста — «Сновидения» (1965, музыка И.-С. Баха и А. Веберна) и «Памяти № 52436» (1973, музыка Берда); об одиночестве человека в городской цивилизации — «Комнаты» (1955, музыка Хопкинса), «Превращение» (1957) по рассказу Ф. Кафки.
Как отметила историк балета Нина Аловерт, «Соколов для своего времени считалась экстравагантным хореографом, она твердо придерживалась точки зрения, что танец должен быть не развлечением для зрителя, а должен «говорить» с ним о важных проблемах жизни человека. Ее роль в развитии танца модерн и влияние на него не забыто, и имя почитаемо так же, как было почитаемо при жизни».
В последние десятилетия жизни Анна Соколов преподавала искусство танца в знаменитой музыкально-балетной школе Джульярд в Нью-Йорке. И, конечно же, вполне заслуженно этот город увековечил имя этой выдающейся танцовщицы и хореографа в названии одного из своих кварталов.
Ответить