Дальше на мобильный телефон посыпались поздравления отовсюду: из столицы, из-за границы, от друзей и родных. После выписки по пути к дому поздравляли знакомые и незнакомые – это потрясло ослабленную телом, но не духом Лилию Григорьевну. А только добралась до квартиры, как к ней с королевскими букетами нанесли визиты начальник управления культуры облисполкома Григорий Бысюк и директор Брестского музколледжа Ромуальд Жабинский. Как призналась при встрече с корреспондентом «БК» Лилия Батырева – не зря дожила до 75, не зря претерпела массу тягот на пути служения искусству – все-таки признание увенчало это путь.
Первые такты
После войны судьбы переросток-Лилечка догоняла поезд – в музшколе училась, перескакивая через классы, чему способствовала одаренность, закончила с Похвальной грамотой. Далее одна из первых выпускниц музшколы поступила в Брестское музучилище – там училась с 1951 по 1955. Официально начала работать с 1953 года (неофициально двумя годами раньше). И продолжает до сих пор трудиться в музколледже – пусть и на полставки. Подсчитала свой трудовой стаж – непрерывный! – получилось 57 лет.
При нашей встрече Лилия Григорьевна призналась: «В любимом Бресте прошла вся моя жизнь, которую я отдала городу. Я благодарна судьбе, что всего достигла свои трудом, без блата и широкой спины. Спасибо маме и всему моему роду, от которого во мне способности и энергия, слух, разум, трудолюбие, жажда жизни».
Просвещение – двигатель развития
Все-таки истины ради оторвемся от местности и наведаем памятью Восточную Германию –ГДР, где с 1961-го по 1966-й вместе с мужем-офицером находилась Лилия Батырева – «в командировке по месту службы супруга». Как же там ликовали 12 апреля, когда впервые в космос слетал Юрий Гагарин! А вообще-то офицерские жены жили обособленно от общества – без знания языка, без работы. Брестчанка Лилия так не смогла: она разыскала среди безработных женщин 15 музыкантов и организовала музшколу для детей военнослужащих – это начинание похвалила даже министр культуры СССР Екатерина Фурцева. А еще Лилия Батырева осваивала язык, побывала в Магдебурге, Лейпциге, Дрездене – конечно же, и в знаменитой Дрезденской галерее, которая после войны еще была не такой, как стала со временем.
Возвращение в город над Бугом, где продолжилась педагогическая работа в музучилище, дом, дети – конечно, этого с лихвой хватило бы любой женщине. Только не Лилии Батыревой. Параллельно она занялась музыкальным просветительством и 18 лет отдала народному университету культуры – организовывала лекции-концерты музыкантов, и в Бресте побывало множество преподавателей знаменитой Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Но деятельной натуре просветительницы показалось тесно в рамках только музыкальной культуры, она присоединила к этому направлению театр, изобразительное искусство, литературу.
Фестиваль международного класса
Более 30 лет возглавляя Брестское музыкальное общество, его председатель организовала международный фестиваль классической музыки «Январские музыкальные вечера». Вслед за всемирно известным пианистом Святославом Рихтером, (с которым подружилась Лилия Батырева), создавшим фестиваль «Декабрьские музыкальные вечера» в Москве, на Волхонке, она сдвинула колесо «Январских вечеров» в Бресте – и оно за более чем три десятка лет раскрутилось до престижного международного форума.
Конечно, для этого пришлось умерить работу с учениками и самой взяться за инструмент.
В общем, без роздыха работать на имидж фестиваля. Но в конце концов его имидж стал играть на Лилию Батыреву, бессменного артдиректора и режиссера «Январских музыкальных вечеров», проводимого в рождественскую неделю. Фестиваль высоко оценила и власть светская, и церковь, недаром Лилии Батыревой была вручена премия «За духовное возрождение» — в области культурного международного сотрудничества.
Феномен Лилии
Как выразился Народный артист Беларуси и давний друг брестского фестиваля Игорь Оловников – «Расцвет музыкального искусства в Бресте произошел благодаря феномену Лилии Батыревой».
В свои 75, оглядывая сделанное, Лилия Григорьевна делает вывод: «Семья, любимые дети, внуки – это все необходимо и важно, но работа – главное. Только она верна тебе до последнего. В старости, после ухода на пенсию, человека в обществе забывают. И дети тоже — у них своя жизнь. Да и не все творческие личности могут раствориться в служении семье, забыть о себе. Когда работаешь в такие зрелые годы – а я еще держусь на полставки, уже ничего не требуешь для себя – только отдаешь. Скажем, появились у меня ученики – я их везу на конкурсы, фестивали. А поскольку была консультантом в Пружанах, Каменецком районе, то способствовала продвижению талантливых детей, и результаты работы радуют».
Я не раз была свидетелем: только завершится то ли зимний фестиваль, то ли летний Берестейский бал – а это тяжелая работа, после нее отдохнуть бы месячишко, но Лилия Батырева на другой день едет в Европу – в Польшу, где она входит в жюри вокального конкурса «Бельканто», в Германию, где тоже налажено немало культурных мостков.
В последние десятилетия некогда темноволосая Лилия стала белоголовой — соответствовать белоснежному цветку, с которым у нее одно имя. Он несет в себе красоту и свет, он символ высокого искусства жизни.
Ответить