Нынче 37-й сезон Михаила Метлицкого на сцене Брестского театра драмы, куда после окончания в Минске театрально-художественного института он приехал в 73-м году (уже прошлого века) – кстати, одновременно с сокурсником Александром Козаком, теперь директором театра, Заслуженным деятелем искусств. И у Михаила Метлицкого есть весомые достижения, отмеченные несколько лет назад медалью Ф.Скорины.
В диалоге времен
Однако вернемся в 73-й год: тогда в Брестском драмтеатре главным режиссером был Георгий Волков – Личность, Мастер, Артист. Вскоре его перевели в Минск – зав.кафедрой актерского мастерства в тот самый театрально-художественный институт.
Молодое пополнение тогда чувствовало, что в Бресте имелась своя когорта «великих стариков и старух», которые всей судьбой своей, и творчеством, и образом жизни передавали традицию русского театра. Конечно, время «выбивало» их, но все-таки оставались в труппе отдельные мэтры – вроде Сергея Евдошенко, Константина Перепелицы.
Это важно – присутствие в театре носителей «школы», настоящих профессионалов, чтобы происходила преемственность поколений.
Однако так сложилось (одна из причин – длительная реконструкция Брестского театра), что в нем почти отсутствует поколение 40-50-летних актеров-мужчин, а следовательно, недостает партнеров актрисам соответственного возрастного регистра – и они не заняты в спектаклях, не востребованны: та же Татьяна Юрик, что блестяще играла в «Дяде Ване», или Ирина Давыденко, или Татьяна Петкевич. Почти без ролей любимые публикой актрисы старшего поколения Дина Дойбан, Тамара Моисеенко, Тамара Терейковская.
Вот такая разбалансировка. В «Трех сестрах» в главных ролях заняты молодые актрисы – хотя обычно в этой сложнейшей психологической драме Чехова всегда блистали духовно зрелые, именитые примы. В брестской постановке роль Вершинина пришлось играть М.Метлицкому, так он, честно говоря, впал в шок, в панику, когда подошло время признаваться в любви юной партнерше.
По мнению актера, в Брестском театре драмы складывается так, что основа труппы – молодежь, и репертуар ориентирован на нее.
По традиции раньше в известных театрах, таких, например, как Купаловский, молодежь не спешили выпускать на сцену – давали вызреть, набраться опыта, приглядеться-пристреляться. Теперь же в Бресте все главные роли, даже возрастные, в серьезных классических пьесах отдаются молодым – без опыта и настоящего профессионального образования. Конечно, у них молодая энергетика, способности, а опыт – дело наживное. В свое время обучаясь в институте на курсе актерско-режиссерском, Михаил Метлицкий вникал не только в актерский инструментарий, но и присматривался к «штудиям» сокурсников-режиссеров, прислушивался, о ком они говорят, какие книги называют, –и бежал в библиотеку, брал их для себя, изучал. Неплохо было бы и нынешним студийцам опираться на «школу» — ту же систему Станиславского. К сожалению, новому актерскому поколению приходится не только углубляться в профессию, но и зарабатывать деньги на корпоративах, прочих шоу.
Как признается Михаил Васильевич: «На сегодняшний день в нашем театре кризис – в отсутствие лидера-режиссера, как уже говорилось выше, в результате возрастной разбалансировки труппы. Приглашенные, даже суперталантливые режиссеры, все-таки делают разовые спектакли: бывает удачно – как уже названный «Дядя Ваня», так и неудачно – «Дон Жуан» в постановке того же А.Латенаса».
Притяжение театра
Как становятся актерами? С раннего детства что-то внутри подталкивает. Так, юный минчанин Миша школьником ходил на бальные танцы, потом в театральную школу-студию, которую вел студент-режиссер. По конкурсу на БТ взяли его для участия в детских передачах, чтения стихов. Так дошел до театрально-художественного института, где худруком курса была замечательная Вера Павловна Редлих – Народная артистка РСФСР. После распределения в Брест столичному воспитаннику было непросто сжиться с небольшим городом над Бугом. Но со временем творческая работа, семья, полученная квартира привязали к нему. А особенно дорогим стал Брест, когда Михаил Метлицкий открыл для себя его древнюю историю. Даже стал собирать в папку вырезки из газет, иными глазами смотреть на его запущенные, но колоритные домики.
Есть своя богатая история и у Брестского театра драмы – жаль, что нет в нем своего музея. Актер вспоминает, что когда только приехал по распределению, в Брестском драмтеатре висели фото всех поколений. Теперь их значительно меньше, и молодые не знают, кто работал до них, какие замечательные спектакли покоряли зрителя.
По словам Михаила Васильевича: «Наша работа не сохраняется – только в памяти публики. И лишь на фотографиях точечно запечатлеваются моменты театрального искусства. Теперь, конечно, и на «цифру», и на видео снимают больше, чем раньше. Но вот у меня лично, при том, что я собирал фотоархив, не сохранились снимки о великолепных спектаклях, шедших в драмтеатре, — тургеневском «Месяце в деревне» Рида Талипова, «Играй, Йоселе, играй» Г.Горина в постановке Владимира Короткевича. Эти режиссеры много сделали для Бреста. Есть в театре фотофонды, не раз обсуждался вопрос об экспозиции, но так ее и не сделали».
Профессия обязывает
Как уже отмечалось, зрелому актеру приходится играть и роли более молодых, а для этого надо держать себя в форме: «Я не могу позволить себе живот. Не курю с 33 лет – возраста Христа: видно, действительно к этим годам приходит осознание себя. Не могу выпивать накануне спектакля. В общем, веду здоровый образ жизни. А это и дача, и добрые взаимоотношения в семье, где вырастили с женой (кстати, одноклассницей) двух детей, теперь радуемся двум внучкам. Старшая из них – 12-летняя Юля в чем-то идет по стопам деда: танцует в ЦМТ и даже едет на гастроли в Прагу.
Театр – это праздник, который всегда с тобой, даже если не так легко его готовить; но делиться, отдавать другим – в радость…».
Ответить