С помещением в 100 м2 в центре города проблем не было, средства на реконструкцию и оборудования имелись, профессиональные данные работников соответствовали профилю создаваемого предприятия. Но как только были озвучены тарифы за тепловую энергию и иные коммунальные платежи в арендуемом помещении, желание резко стало пропадать.
И это не единичный случай, когда инвестор отворачивается от нас, видя, что сложившаяся система перекрёстного субсидирования убьет бизнес на корню, едва он начнется.
Возникает вопрос: как государство намеревается регулировать тарифы собственных монополий в сфере энергетики? Имеем ли мы сегодня преимущества перед своими соседями, странами, что окружают нас?
Думаю, стоит подробнее остановиться на деятельности организаций-монополистов и формируемых ими тарифах на энергию.
Известно, что наибольшую нагрузку население и бизнес испытывают в период отопительного сезона. И если население рассматривать как электорат, готовый оценить заботу о нём государства, то вроде бы разумно дотировать систему ЖКХ и заявлять о том, что государство берёт 2/3 затрат на себя. Хотя это лукавство. На мой взгляд, во многом идёт подмена понятий и довольно некорректная игра с цифрами, которые предоставляют Белстат и официальные СМИ.
Постараемся разобраться лишь по нескольким позициям, рассмотрев конкретные цифры и факты.
28 января с. г. Брестский облисполком утвердил предложенные ЖКХ тарифы для юридических лиц. Вот как выглядят эти цифры, в том числе для реального сектора нашей экономики. (Выбраны рекордсмены Брестской области).
И это ещё не предел. Повышать установленный тариф поставщик имеет право за счёт применяемой индексации в зависимости от курса доллара и стоимости энергоресурсов, отпускаемых Россией. А так как доллар и газ в цене не падают, тарифы обречены расти.
Правда, для ряда предприятий (см. таблицу: пункты 2,3,4,5) предусматриваются существенные скидки, хотя род их деятельности не отличается от деятельности других коммерческих организаций. Чем обоснована забота именно об этих организациях, а не о больницах, школах и детских садах? Насколько выше могли бы быть зарплаты у учителей и медработников, будь к ним отношение, как к нижеперечисленным «фаворитам».
Как видим, тариф для юридических лиц превышает
тариф для населения на тепловую энергию в 15 раз!
Можно ли назвать экономически обоснованными такие тарифы?
К примеру, наши соседи реально движутся к отмене перекрёстного субсидирования.
Как видим, исходя из данных по одному из самых дорогих городов России, тут идет постепенное выравнивание тарифов, а начиная с 2009 года, тариф для населения и юридических лиц установлен единый.
Тем же путём движется и Украина. С 2011 года значительно выросли тарифы на энергию, особенно это коснулось населения. На сегодняшний день разрыв в тарифах населения и реального сектора экономики составляет 3,2 — 4,5 раза в зависимости от условий проживания.
Население в Беларуси платит за тепловую энергию:
— меньше чем в Украине в 1,1 — 1,5 раза;
— меньше чем в России в 2,5 раза.
Юридические лица Брестской области платят за тепловую энергию:
— больше чем в Украине в 3 раза и более;
— больше чем в России в 5 — 6 раза и более.
Для многих считалось парадоксом: почему на Западе люди получают больше, товары в магазинах дешевле, а энергоресурсы покупают по ценам выше, чем выторговываем мы? Вот ответ:
В большинстве развитых стран мира тариф для населения в 1,8-2,7 раза выше тарифа для промышленных потребителей.
Практика перекрестного субсидирования, применяемая в Беларуси, приводит к целому комплексу негативных последствий. А именно:
— увеличение себестоимости промышленной продукции на сумму скрытых дотаций населению обусловливает увеличение цены за товары, потребляемые населением;
— льготные тарифы не способствуют рациональному энергосбережению и приводят к расточительному потреблению энергии;
— повышение себестоимости промышленных товаров приводит к потере ценовой конкурентоспособности белорусских товаров на внешнем рынке;
— увеличение тарифов для промышленных предприятий сокращает доходную часть бюджета, поскольку уменьшается основная часть налогообложения предприятий — прибыль.
В результате население не заинтересовано в учете и уменьшении расхода энергоносителей.
Необоснованно высокие тарифы на энергоносители для промышленной группы потребителей приводят к тому, что многие из них вынуждены создавать альтернативные автономные источники энергии, уходя от перекрестного субсидирования.
Усугубляется положение части промышленных потребителей, использующих энергию от централизованных источников. Увеличивается доля расходов на тепло в себестоимости производимой ими продукции, падает ее конкурентоспособность при увеличении цены.
РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТЬ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ВБИВАЕТ ПОСЛЕДНИЕ ГВОЗДИ В КРАСИВУЮ УПАКОВКУ «БЕЛОРУССКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА».
Становится понятно, что вовсе не государство компенсирует населению расходы по ЖКХ, а именно само население, работающее на предприятиях, которые не в состоянии платить своим работникам достойные зарплаты, пытаясь выжить в условиях жестокой ценовой конкуренции с нашими соседями и удерживая высокие цены на внутреннем рынке.
Если государство действительно готово проявлять заботу о своих гражданах, необходимо:
— создать равные условия ведения бизнеса для всех форм собственности;
— равные тарифы и стоимости услуг государственных монополий для всех форм собственности, включая бюджетные организации и население;
— дифференцировать платежи на энергоресурсы для населения в зависимости от реальных доходов конкретных людей и семьи путем предоставления адресных дотаций и повышающих тарифов на роскошь;
— стимулировать предприятия и граждан к применению и установке энергосберегающего оборудования путем предоставления инновационных льготных кредитов для предприятий и уменьшения стоимости оборудования для населения как прямой компенсацией за единицу мощности, так освобождению при продаже данного оборудования населению от НДС и иных таможенных платежей;
— произвести реформу ЖКХ, в первую очередь, его энергетической составляющей, с привлечением частного бизнеса.
Видя большие проблемы в энергетике и то, как они влияют на повышение жизненного уровня населения, надо отдавать себе отчёт в том, что реформа ЖКХ — это ближайшее потрясение, что нас ждёт. Реально получаемые доходы населения не в состоянии в ближайшие годы обеспечить покрытие расходов ЖКХ при росте тарифов.
Государство должно незамедлительно разработать программу адресных дотаций наиболее незащищенных слоёв населения. Как бы это непопулярно ни было, но поднимать тарифы для населения необходимо уже сегодня. И начинать необходимо дифференцированно в зависимости от уровня доходов и что немаловажно — расходов населения. Если мы позиционируем себя как социально ориентированное государство, так давайте заботиться в первую очередь о тех, кто в этой заботе нуждается в первую очередь.
Это позволит снизить нагрузку на бизнес, научит многих экономить, даст возможность получать большие зарплаты, сделает доступными многие товары.
Борьба за дешёвые углеводородные ресурсы и ожидания манны небесной от наших соседей в зачёт нашей к ним безграничной любви расслабили как власть, так и реальный сектор экономики. Пора осмотреться по сторонам и перенимать опыт тех стран, которые спокойно реагируют на рост стоимости энергоресурсов во всём мире и реформируют свои экономики, глядя на те вызовы, которые выдвигает XXI век. Объёмы добываемых углеводородных ресурсов — ограничены, и, естественно, их стоимость будет расти. Атомная энергетика требует огромных капиталовложений и несёт определённые экологические риски, потому не может рассматриваться в долгосрочной перспективе лучшим из решений.
Начавшаяся реформа ЖКХ в первую очередь столкнется не с проблемами уборки дворов, подъездов и замены кранов, а тем, кто, как и на каких условиях будет поставлять газ, воду, тепловую и электрическую энергию. Привлечение частного бизнеса в эту сферу позволит не только реформировать систему и минимизировать на начальном этапе поддержку государства, но и привлечь инвестиции, улучшить качество услуг. Возникшая конкурентная среда позволит создавать условия и для уменьшения стоимости услуг.
Представим лишь, что от услуг поставщиков-монополистов (пусть даже только тепловой энергии) в ближайшее время будут отказываться многие юридические лица, владельцы объектов недвижимости. Альтернатива появилась. Это инжиниринговые компании, проводящие исследования и поставщики оборудования — такого, как тепловые насосы, мини-котельные, работающие на доступных возобновляющихся источниках энергии. Их КПД во много раз превосходит производительность действующего в системе ЖКХ оборудования. Два-три года уйдет на то, чтобы окупить его при условии даже сохранения существующих тарифов монополистами. В Бресте уже появилась первая инжиниринговая компания «АЛЬТЭН 21», которая готова сделать вызов сложившемуся укладу. Думается, в ближайшее время частный бизнес найдёт выход в противостоянии к непомерным аппетитам поставщиков-монополистов энергии.
А пока видим, что существующий подход к распределению энергоресурсов позволяет беспечно жить тем, кто ими распоряжается. По данным Белстата за 2010 год, средняя номинально начисленная заработная плата работников ЖКХ Брестской области — самая высокая в отрасли по всей стране и составляет 382 доллара США, в то время как работников здравоохранения — 304, образования- 275 соответственно.
Если мы любим свою страну и хотим гордиться ее замечательными объектами, то необходимо считать не только во сколько обходится их строительство, а и во что будет обходиться их содержание. А пока, например, только Ледовые дворцы приносят многомиллионные задолженности по энергетике. А это бремя ложится не только на бизнес, но и на каждого жителя в отдельности. А что будет дальше? Без современных инновационных подходов и глубоко анализа сложившейся ситуации решения данной проблемы не предвидится.
Господдержка только на снижение стоимости энергоресурсов в реальный сектор экономики (понятно, что государственный) из бюджета страны приближается к $100 миллионам в год.
Частный бизнес не может быть беспредельно той дойной коровой, что кормит неэффективно работающие государственные структуры. В нём работают такие же люди, как и в госсекторе. И все проблемы имеют своё решение. Нужна воля государства к диалогу с бизнесом и обществом.
А доверие к директивам президента и пламенным призывам появится у общества и бизнеса тогда, когда они будут видеть реальные шаги государства к исполнению собственных обещаний.
P.S. Возможно, мой знакомый поверит обещаниям власти, откроет кафе, даст работу людям, позаботится об условиях для отдыха своих земляков. Но будет это, скорее всего, в другой стране. И в другой не по названию, а по её содержанию.
Ответить