Понятие «аутизм» (от греческого autos — «сам», буквально – погружение в себя) было введено швейцарским психиатром Э.Блейером еще в 1912 г. Аутизм – психическое расстройство, характеризующееся виртуальным бегством от реальности в мир фантазий и грез, преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира, т.е. – уход себя, свое «я». Это заболевание присуще только детям, начиная с самого раннего возраста (2-3 года), и если не излечивается к подростковому порогу (14 годам), может трансформироваться в куда более серьезные болезни, да мало того – эти болезни будут прогрессировать.
Среди ученых нет единого мнения относительно причин возникновения аутизма, и на сегодняшний день можно говорить лишь о научных гипотезах – в частности, что аутизм связан с врожденным нарушением био-неврологического характера, нарушением функций и структуры головного мозга. Общепризнана и роль генетических факторов, однако сам механизм наследования до сих пор не выявлен, хоть само заболевание привлекает пристальное научное внимание, тщательное изучение как психиатрами, так и неврологами.
Аутизм встречается во всех расовых, этнических и социальных группах. Он в четыре раза более вероятен у мальчиков, чем у девочек. Во всем мире от аутизма страдают около 67 млн. детей. Согласно современным зарубежным данным, на 250-300 новорожденных в среднем приходится один случай аутизма. Для сравнения: это чаще, чем врожденная слепота и глухота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. Примерно у 60% таких детей наблюдается вторичная интеллектуальная недостаточность или задержка развития. Однако их родители нередко не отдают себе в этом отчет и не считают своих детей умственно отсталыми. Это вполне объяснимо, если учесть, что в отдельные моменты дети, страдающие аутизмом, проявляют поистине великолепную сообразительность; отмечается одаренность в определенных областях (к примеру, способность к вычислению сложных математических формул, игре в шахматы, четкому знанию исторических дат и пр.), понимание ситуации, чувствительность к музыке, стихам, природе; наконец, родители отмечают, по их словам, серьезное, «интеллигентное» выражение лица своих отпрысков. К сожалению, мамы и папы не могут, не будучи врачами, диагностировать заболевание аутизмом у ребенка. И главное – понять, что мир социальных взаимоотношений остается для их отпрыска тайной за семью печатями, поскольку при аутизме нарушается способность к общению и социальному взаимодействию. В итоге – дети, страдающие аутизмом, нуждаются в специальной опеке и поддержке, а вместо этого, увы, зачастую встречают непонимание, недоброжелательное отношение, а то и вовсе – отторжение окружающих (как правило, сверстников).
Особенности аутизма таковы, что часто такого ребенка приходится учить всему – от самообслуживания и навыков опрятности до адекватного во всех отношениях поведения и умения провести досуг. Спонтанное овладение этими навыками если происходит, то нередко проявляется в искаженных формах и с большим опозданием и может вызвать неврологические расстройства. Поэтому так важна ранняя диагностика, а следовательно, и успешное лечение этого недуга. Но, к сожалению, как в Беларуси, так и во многих зарубежных странах позиция такова, что аутизм – нечто виртуальное, похожее на призрак: с одной стороны, он есть, а с другой – его вроде бы и нет. Поскольку если детские психиатры охотно выставляют диагноз «аутизм», то, по логике, малыши нуждаются в специальных подходах – в плане условий обучения и воспитания. Так разве реально в настоящее время создать классы, группы, в которых, учитывая все сказанное, обучались бы больные дети? Согласитесь – нет. Подтверждение тому — в нашей стране, как и в близлежащих соседних, проблема аутизма до сих пор находится вне правового поля, а это означает: официальной политики государства в отношении ее просто нет. Именно этим объясняется несовершенство системы медицинской и психолого-педагогической диагностики аутизма, обучения, лечения и социализации детей, практически полное отсутствие системы социально-психологической помощи семьям, в которых есть дети с таким заболеванием. И особенно тревожит тот факт, что не признавая реальное существование проблемы аутизма сегодня, загоняя ее внутрь, мы даже и думать не хотим о том, что завтра ее необратимые последствия непременно дадут знать о себе обществу.
Любой нормально развитый ребенок по природе своей говорлив, подвижен, игрив и любознателен. Однако если ваше дитя, как говорят, букой глядит на белый свет и окружающих, то родителям надо бы призадуматься: каковы причины такого необычного поведения? Вот здесь и следует запомнить следующую информацию.
Итак: дети с аутизмом имеют различные уровни интеллектуальных способностей. У некоторых отмечается тяжелая умственная отсталость, при которой отсутствует речь, а также могут наблюдаться ограниченные способности к передвижению; у других, напротив, высокий уровень IQ, они говорят полными предложениями и очень активны. Далее следует помнить, что по крайней мере один из трех детей с классическим аутизмом подвержен эпилептическим припадкам. Варианты раннего развития эпилепсии обычно хорошо известны родителям, которые, в свою очередь, должны информировать о ее проявлениях учителей – на случай, если такой припадок случится у ребенка в школе. И если эпилептический припадок не проходит в течение нескольких (около 5-ти) минут, то учитель должен вызвать «Скорую».
Кроме того, у детей, страдающих аутизмом, достаточно часто встречаются нарушения зрения (которые, добавлю, достаточно редко рассматриваются соответствующим образом). Бывают случаи, когда ребенок категорически, причем никак это не мотивируя, отказывается носить очки. Но если у его есть прочно обоснованная необходимость их ношения, крайне важно убедить его в этом. Как? – Нужна значительная доля психологической изобретательности врачей, учителей и родителей, но эти всеобщие усилия стоят потраченного времени и сил, поскольку нередко ребенок, страдающий аутизмом, успешно овладевает учебными навыками именно после того, как начинает носить очки.
Другие патологии – по меньшей мере 1 из 20 детей с аутизмом глухой или почти глухой; у 1 из 5 имеется значительное ограничение слуха; наблюдаются специфические нарушения речи, заболевания кожи различного характера, патологии суставов и костей, нарушения формирования наружных гениталий. Встречаются еще и такие проявления аутизма, как дисфункция височных долей мозга, что может, в частности, вызывать немотивированные агрессивные вспышки; есть и другие патологии, когда ребенок – вялый, неуклюжий, когда нарушена мелкая моторика, т.е. затрудняется выполнение тех или иных движений… А встречается и такое проявление аутизма, как нанесение самому себе телесных повреждений – например, дети бьют себя, ударяются головой о стены, пол, окна (это те, кто страдает аутизмом с тяжелой умственной отсталостью).
Все перечисленное – далеко не полный перечень симптомов, на основании которых специалист (и только специалист!) может выставить ребенку диагноз «аутизм». И, учитывая все сказанное, разумнее не полагаться на так называемые возрастные издержки, на то, что подрастет малыш – и все будет в порядке, все нормализуется, наладится, а срочно обратиться к врачу, который поставит диагноз, даст необходимые рекомендации в случае, если поставит диагноз «аутизм». Потому что вроде бы виртуальная детская болезнь может с возрастом перейти, если не принять меры, во вполне реальное очень тяжелое заболевание…
Светлана СОРОКА, зав. отделением неврологии Брестской центральной городской больницы
Ответить