Серия повышений цен
Сначала с 3 марта в Беларуси повысились цены на бензин и дизельное топливо. Бензин АИ-92 вырос в цене на 4,5%, дизтопливо — на 10,5%. С этого же дня розничные цены на нефтепродукты, реализуемые через АЗС, стали (за 1 литр): бензин Нормаль-80 — 2400 рублей, бензин АИ-92 — 3000 рублей, бензин АИ-95 — 3400 рублей, бензин АИ-95-Евро — 3400 рублей, дизельное топливо — 2850 рублей.
Затем с 14 марта цена на автобензин Нормаль-80, реализуемый АЗС концерна, была повышена почти на 19% (до Br2850 за литр). Планируется, что потребление на внутреннем рынке страны этого устаревшего вида бензина благодаря новой ценовой политике снизится. Кроме того, в настоящее время обсуждается вопрос о прекращении вообще выпуска Нормаль-80.
И, наконец, с 25 марта «Белнефтехим» еще раз повысил отпускные цены на ряд нефтепродуктов: топливо печное, реактивное топливо и осветительный керосин — на 20%. Оптовые цены на топливо судовое, мазут топочный и гудрон выросли на 10%, на нефтебитумы – на 5%. Напомним: с 1 февраля «Белнефтехим» на 10% повысил оптовые цены на темные виды нефтепродуктов.
Насчет последних видов топлива не будем обольщаться, что оно не автомобильное. В глубинке есть народные умельцы, овладевшие секретами большой химии, умеющие краденое топливо для тепловоза залить в дизельный двигатель…
Информационная борьба
Владельцы личного транспорта не остались равнодушными, пошли разговоры о повторении прошлогодней акции протеста «Стоп-бензин». Эта акция по карману «нефтянку» не бьет, зато по нервам – очень…
В ответ представители «нефтянки» заявили, что продажи автомобильного топлива на приграничных автозаправочных станциях ПО «Беларуснефть» в январе-феврале 2011 года выросли на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А на прибалтийском направлении продажи топлива увеличились на 50%. В целом по Беларуси реализация автомобильного топлива возросла на 13%, в том числе дизельного — на 22%.
Причина — в Беларуси дизельное топливо, а это основной индикатор рынка, реализуется по цене Br2850 за 1 литр, в то же время в Украине оно стоит на 20% дороже. В странах Балтии и Польше стоимость этого вида топлива выше на 80-90% и составляет около Br5400. В этом и необходимость повышения. Однако вопрос в том, куда вывозят. В Россию – нет, там дешевле, в Польшу – не разрешают, в Украину – мизерная прибыль. Остается лишь Литва.
Более того, был поднят вопрос о нормировании продаж в приграничных районах. Но от него отказались, потому как непонятно, по какому принципу вводить ограничения, да и признавать, что белорусские деньги в разных районах страны имеют разную покупательную способность, – не годится.
Вторичное налогообложение
Пожалуй, стоит признать, что у цены на бензин в Беларуси есть такая важная функция, как «вторичное налогообложение». То есть, тот, кто богат, – платит еще другие налоги, скрытые в ценах. В данном случае получается так: кто больше наездил – тот больше и заплатил налогов, которых в цене бензина почти половина. Справедливо ли это? В прошлом номере «БК» мы приводили пример Венесуэлы, где бензин очень дешев, его цена субсидируется, в результате владельцы мощных джипов получают больше этих субсидий, чем «безлошадные» бедняки.
Ещё стоит привести пример, но из другой сферы. Стоимость отопления в домах у нас субсидируется, стало быть, хозяин огромной квартиры получит больше этой субсидии, чем владелец маленькой комнатки. Как тут быть со справедливостью?
На поверхности могут быть какие угодно объяснения: ссора с Россией, война в Ливии, дорожает нефть… На самом деле бензин дорожает потому, что государству нужны деньги. Куда они потом идут – это другая песня…
Ответить