Да, спектакль «Барские причуды» (такое название дали новой постановке) —по всем приметам из ХIХ века: по бытоустройству, одежде, языку. А вот по человеческим параметрам, по чувствам и характерам она понятна и нашим современникам.
В отличие от комедии положений «Слуга двух господ», что прошла неделей раньше на большой сцене, я бы назвала «Барские причуды» актерским спектаклем – причем блестящим, филигранным, ярким. Ведь в пьесе нет ни интриги закрученной, ни динамизма действия – на малой сцене в центре постоянно одна и та же фигура помещика Ласукова (арт. К.Перепелица), и то часто на диване или в кресле. Он тут не просто хозяин, но поистине демиург, который от скуки приводит в движение своих дворовых. Но как же тонко барин понимает их поведение, желания, чувства – и как психологически выверенно играет это заслуженный артист РБ К.Перепелица!А семь его слуг вертятся вокруг барина, который тешит себя тем, что разыгрывает их. Больше всего достается Мальчику (арт. А.Щербаков), В брестской версии он этакий половозрелый детина, и тем контрастнее его загнанность, затурканность, за маской чего и природная сметливость, и чувствительность. Именно сон барина позволяет ему жить своей жизнью, бегать за скотницей Татьяной (так у Н.Некрасова; в афише Брестского театра она именуется пастушкой — арт. Т.Дайлиденок). При всей характерности пастушки-простушки, она сыграна весьма поэтично.
Итак, уставший от сна помещик — некогда бравый гусар: о том свидетельствуют ментик, в который выряжается Мальчик, романсы и куплеты, что напевает барин, присутствие в доме гитары, вокруг которой возникает из слуг целый домашний театр с пением и плясками – наподобие кутежа в «Яре».
А еще у помещика, который от осенней скуки развлекается самодурством, спрашивая ни за что с униженных слуг, все-таки просыпаются временами жалость к ним, чувство чести, воспоминания, осознание, что жизнь уходит.
«Люди холопского звания», зависящие от барина, все-таки сохраняют свое человеческое достоинство: они проявляют и хитрость, и понимание, и сочувствие к одинокому старику. Мастерски сыграны повар (арт. С.Петкевич) и домоправительница (арт. Т.Левчук), в них столько и сочных красок, и тонких граней.
Грудастая, украшенная колтами-колокольчиками барская пассия Анисья на пике придирок возвращает хозяину надушенный носовой платок из романтического прошлого – и это, на мой взгляд, вершина пьесы.
Как уже говорилось, в поместье сложился свой домашний театр: так, портной (арт. Н. Маршин) всегда подшофе и всегда готов потешить барина кукольными сценками (изумительно играет роль подмостков старый диван, из-за которого выныривает «кукловод»). Заводной дворецкий (арт. О.Бузук) всегда готов запеть, заплясать; кучер (арт. М.Ильич) натурально играет на гармони, а все вместе делают это с приятствием и для барина, и для самих себя – и для зрителей.
Подобный помещику «обломовский» типаж из ХIХ века вполне может возлежать на диване и в современном коттедже: то ли богатый, а потому от него зависят домашние, то ли напротив – безработный, и его тирания близких – от раздраженного ничегонеделания.
Но это уже совсем другая история, которую каждый зритель может додумать на своё усмотрение. И спектакль «Барские причуды» дает ему такую возможность: он многотональный, многослойный. А многоголосие «Вечернего звона» в финале комедии «наводит много дум»…
Ответить