«Скрипка меня выбрала»
Напряженка: с утра до вечера – занятия с учениками; из колледжа вечером бегом в театр, на репетицию оркестра, который только вернулся с гастролей по Швейцарии, не говоря о том, что есть мама и дом, где надо навести порядок к празднику. Ожидая сбора оркестрантов, беседуем в гримерке – а жизнь Ольги Викторовны такая насыщенная, что трудно ухватить главное.
Она из семьи коренных россиян, которых в 60-е годы прошлого века занесло в Ригу – отец работал инженером на электроламповом заводе, мама врач. Там Оленька родилась и жила семь лет. И сформировалась как милый, послушный, обязательный ребенок. Конечно, в первую очередь благодаря любящей дружной семье, но и влияние европейской, подтянутой Риги добавилось.
Приехав в Брест (тут электроламповый завод предоставил им квартиру), родители записали дочку сразу в две школы – общеобразовательную №22 (она тогда только открылась, и 1 сентября первоклассница Оленька символично трясла большой звонок на линейке) и музыкальную. Предполагалось – на фортепиано, но, прослушав девочку, специалисты определили ее высокий потенциал и предложили скрипку.
«Скрипка меня выбрала, — так это комментирует Ольга Викторовна. – Повезло». С педагогом по специальности тоже повезло – у Вероники Ефимовны Школьниковой занятия шли без надсады, радостно.
Уже сама став педагогом, Ольга Костенко перелистала свои дневники, там никаких потрясений, записи: «Учить, разобрать». По временным меркам, занималась недостаточно, а вот если судить по результатам (а это сплошные пятерки, победа на республиканском конкурсе, наконец, поступление в Брестское музучилище) – успешно.
Спрашиваю скорее риторически: «Кто в основном выбирает скрипку? Девочки?» – «Именно так».
Хотя в симфонических оркестрах мира предпочитают скрипачей-мужчин. Так, в Венском оркестре, как на корабле, всегда были оркестранты мужчины, и лишь недавно в нем появилась первая женщина.
Веяние времени – в Интернете даже возник сайт женщин-оркестранток. По мнению Ольги Костенко, скрипка – женский инструмент. А вот со стороны говорят, что у скрипачки должны быть волевые качества и характер сильного пола.
Но вернемся к линии судьбы. Итак, отличница во всех отношениях, Ольга Костенко и в музучилище была таковой. Повезло, считает, с педагогом Виктором Федоровичем Супроненко, великолепным специалистом, эрудированным наставником. Он с супругой –уважаемые в Бресте музыканты, профессионалы. И в своем очень зрелом возрасте эта чета продолжает педагогическую деятельность, играли в симфоническом оркестре, где концертмейстером, первой скрипкой – их ученица.
«Москва! Как много в этом звуке…»
Из музучилища Ольга Костенко поступила в Московскую консерваторию им П.И.Чайковского.
1980 год помнится всем Олимпийскими играми, смертью и похоронами Владимира Высоцкого. Так проходило поступление брестчанки в столичную консерваторию.
Если оценивать московскую пятилетку в профессиональном плане, то тут Ольга Костенко опять применяет свою формулу: «Повезло». Добавлю от себя – по-крупному. Прекрасные педагоги с мировыми именами — только их скрипичную кафедру возглавлял тогда Коган, а затем Третьяков. И ей опять повезло попасть в класс Евгении Алексеевны Чугаевой – педагога удивительного, чувствующего все тонкости инструмента как редко кто.
Атмосфера Москвы, как одного из мировых центров культуры, возможность бывать на концертах великих музыкантов, в театрах, на выставках – да просто общение с интеллектуальными личностями, однокашниками-музыкантами, друзьями, которые до сих пор остаются главными и дорогими людьми, – обогатили на всю дальнейшую жизнь.
Возвратившись в город над Бугом, Ольга Костенко стала преподавать скрипку в родном училище. Казалось, ненадолго — а так незаметно пробежало 25 лет.
Поколение перемен
В Брестском музколледже, как и ранее в музучилище, учащиеся всегда очаровывались музыкой. Причем, у них ведь параллельно со специальными дисциплинами идет общеобразовательная программа, а по сравнению с теми же 70-ми годами госкомпонент разбух невероятно: учащиеся практически живут в колледже. Для поддержки инструментальной формы дети должны играть не менее 3-5 часов. И удивительно, как они находят время ещё и участвовать в камерном оркестре колледжа, которым вот уже 15 лет руководит Ольга Викторовна. Или на подготовку и участие в различных конкурсах. Вот буквально две недели, как Ольга Костенко со своей ученицей Олей Сачковской вернулись с республиканского конкурса им. Глебова, и вернулись с дипломом, что для первого участия в подобных конкурсах неплохо. Хорошо, когда выпускники колледжа далее поступают в вузы, но вот к преподавательской работе в родной город возвращаются немногие, большинство оседает в белорусской столице в различных оркестрах.
Ольга Викторовна рада, что ее бывшие ученики занимают достойное место в музыкальной жизни — после окончания у неё же филиала Академии музыки теперь преподает в Брестском музколледже Марина Александрова, заведует струнным отделом гимназии №4 Юлия Боброва, играют в ведущих оркестрах столицы Татьяна Шульжик (Сахарук), Екатерина Малько, Мария Гриняк.
Московский институт им.Гнесиных закончила Анна Шумик; живя в Москве, сейчас она продолжает свое образование в аспирантуре Московской консерватории – и должна приехать на творческий вечер своей наставницы в Брест.
Скрипичный ключ в руках концертмейстера
Творческий юбилейный вечер первой скрипки симфонического оркестра Ольги Костенко пройдет 28 апреля в Брестском театре драмы. От истоков, 18 лет работает она в этом коллективе. И считает, что для небольшого нестоличного города существование в нем такого серьезного творческого коллектива, а еще и камерного, и городского духового оркестров – это редкий случай, делающий честь Бресту.
Особенно трудно приходится симфоническому оркестру, ведь его участники – полставочники, репетиций проводится маловато. Но вместе с талантливым художественным руководителем Александром Сосновским оркестру удается делать интересные программы, участвовать в международном фестивале классической музыки, ездить на гастроли.
По мнению Ольги Викторовны, симфонический оркестр – это глоток воздуха для разъединенных музыкантов, это изюминка Бреста и это приобщение к серьезному искусству большого, заметно выросшего отряда слушателей.
Ответить