«Самая сильная ненависть – самая молчаливая, подобно самым высоким добродетелям и самым свирепым псам.» ЖАН ПОЛЬ
С одной стороны может показаться, что ничего особенно жуткого в нашей синеокой державе не происходит, — ведь не возмущает же общественное мнение факт существования в отечественном Уголовном кодексе статей о криминальной ответственности за неоказание помощи сбитому пешеходу или неоказание помощи человеку, находящемуся в критических условиях, угрожающих его жизни. Однако, как говорят в Одессе, «это две большие разницы», поскольку в данном случае речь идет о замене действующего Закона «О массовых мероприятиях» более жестким документом, который предлагает принять белорусское правительство.
Государственные мужи Отечества нашего полагают, что действующий закон может быть дополнен пунктом об ответственности за «несанкцонированное бездействие в общественных местах». Это же надо умудриться так кучеряво изложить свою мысль — один лишь пассаж «несанкционированное бездействие» способен любому здравомыслящему индивиду свернуть мозги набекрень. Текст проекта о внесении изменений и дополнений в вышеупомянутый закон недавно был опубликован на Национальном правовом интернет-портале. Более того, Совет Министров уже внес сей эпохальный документ на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Беларуси.
Движимые благими порывами, разработчики «изменений и дополнений» предлагают изменить само понятие «пикетирование», на которое требуется получать разрешение городских властей, следующим мудрагелистым образом: «К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для свершения заранее определенных действий или бездействия, организованных (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих гражданско-политических настроений или протестов».
Однако это еще далеко не предел тенденции к «закручиванию гаек» в скрипучей машине отечественной демократии или, если быть откровенным, того заржавевшего механизма, который устами правящей когорты под этой машиной подразумевается. Согласно законопроекту, лица, нарушающие порядок организации и проведения массовых мероприятий, в течение одного года после вынесения им административных санкций должны быть лишены права выступать организаторами массовых мероприятий. Ну и уж само собой разумеется, организаторам таких мероприятий запрещается «привлекать к участию в них граждан за материальное вознаграждение».
Законопроект позволяет сотрудникам органов внутренних дел, охраняющим общественный порядок, «проводить личный досмотр граждан и досмотр вещей, находящихся при них, в том числе с помощью технических и специальных средств». Если же гражданин отказывается от досмотра, его имеют право не пропустить к месту проведения мероприятия. Кроме того, места, которые могут быть использованы для проведения массовых мероприятий, а также метрополитен, объекты железнодорожного, водного и воздушного транспорта, согласно законодательству, разрешено оборудовать «стационарными средствами видеонаблюдения и иными техническими средствами для гарантии безопасности».
Юрист Владимир Лобкович так прокомментировал суть новаций и сам факт появления нового законопроекта: «Надо понимать, что Закон «О массовых мероприятиях», даже в нынешней редакции, не только не соответствует международным стандартам, но фактически делает невозможным проведение разрешенной акции протеста. В том смысле, что даже разрешенные акции не достигают своей цели. Во-первых, сегодня действует очень жесткий принцип подачи заявки на проведение массового мероприятия. Заявка должна быть подана за 15 дней до мероприятия, что целиком исключает мгновенную реакцию граждан на социально-политические события. Во-вторых, власти максимально ограничивают места проведения массовых мероприятий, сделав их абсолютно недоступными. В-третьих, абсолютно неадекватным выглядит то, что разрешение на проведение мероприятия дается властями за пять дней до его проведения. А до получения разрешения запрещено агитировать о дате и месте проведения акции, что фактически делает невозможным легальный сбор массовой акции. Ну и в-четвертых, абсолютно странная формулировка, которой нет ни в одном из подобных законов в странах Европы – требование оплаты за работу бюджетных организаций, таких как милиция, санитарные службы, «скорая помощь». Службы эти и так существуют за счет налогоплательщиков, а в Беларуси их работу должны оплачивать заявители массовых акций.
Что касается нового законопроекта с внесением изменений и дополнений в Закон «О массовых мероприятиях», то следует подчеркнуть, что он еще больше дискриминационен, чем действующий. Абсолютно несуразной выглядит формулировка «ответственность за бездействие». Бесспорно, что с юридической точки зрения в законопроекте настолько невыразительно прописаны ограничения и запреты, что фактически любое мероприятие в общественном публичном месте, например, встреча в кафе, поход с девушкой в кино, можно трактовать как массовое мероприятие. И очевидно, что попытка регламентировать массовые мероприятия, «привязав» к ним социальные сети, ярко подчеркивает одну вещь: власти тем самым признают, что приговоры, которые сейчас выносятся участникам молчаливых акций по средам, являются совершенно незаконными. Потому что сегодняшнее законодательство не предусматривает ответственности за гуляния. Поэтому, чтобы хоть коряво, но узаконить эти задержания и приговоры, необходимо внести изменения…»
Святые слова и вовремя сказанные в адрес дополнений и изменений в контексте новой редакции законопроекта для и без того хромоногого и во многом ущербного отечественного Закона «О массовых мероприятиях», мрачной иссиня-черной грозовой тучей нависших над буйными головами отечественных демократов и лиц, им сочувствующих. Как с присущим ей обычно сарказмом написала в «Народной Воле» Светлана Калинкина: «Эта корявая фраза, которой Совет Министров предложил дополнить закон о массовых мероприятиях, означает, что недовольным в нашей стране можно быть только дома на кухне. И желательно в одиночестве. Потому что остальное будет расценено как незаконная массовая акция протеста. В каком-то смысле Совет Министров этим законопроектом устроил флешмоб. Документ одним предложением все разъяснил об уровне белорусской демократии, одним махом подтвердил то, что правозащитники фиксировали в томах мониторингов нарушений прав человека в нашей стране. Многие считали, что сгущают краски, не верили, что в Беларуси можно пострадать за то, что неправильно думал, не вовремя улыбался, не так молчал, смотрел на действительность не с тем выражением лица. Ну, так читайте! Совет Министров черным по белому зафиксировал: публичное бездействие тоже должно быть наказуемо. Ничего не делал? Все равно виновен!.. Здравый смысл – это вообще не в стиле нынешней власти», — утверждает Светлана Михайловна.
Ответить